О причинах саботажа Беларусью продовольственных санкций

Надо перейти от капиталистической логики к социалистической

Продолжающаяся эпопея с пресечением белорусской контрабанды Россельхознадзором, вал публичных заявлений на эту тему, комментариев и обид заставляют присмотреться к сути продовольственного конфликта, что позволяет сделать ряд выводов.

Зри в корень

Во-первых, нарушения со стороны Беларуси действительно были и выражались как во множественных фактах реэкспорта европейской продукции, так и в лжетранзите и особо рьяной переработке продовольственного сырья из ЕС.

Во-вторых, Россия неоднократно предупреждала Беларусь о необходимости соблюдения взятых на себя обязательств по недопуску на рынок РФ европейской гастрономии.

В-третьих, белорусской стороной предпринимались меры по принуждению своих хозяйствующих субъектов к честности, аналогичным занимались и российские компетентные органы. Однако, как это часто бывает, что-то пошло не так.

Простого и однозначного ответа на причины упрямого игнорирования призывов России быть честными нет. Стало быть, к запрету импорта продукции ряда белорусских предприятий привёл комплекс факторов:

1. Сознательный саботаж ряда чиновников из РБ или же их безответственное отношение к работе.

2. Непонимание масштаба возможных последствий.

3. Активное стимулирование руководством РБ мероприятий, направленных на увеличение прибыли от захвата российского рынка.

4. Алчность руководителей предприятий и их следование рыночным догмам.

Примечателен перечень производств, чья продукция попала под запрет. Это крупные сельскохозяйственные предприятия, прошедшие процедуру приватизации. Государство продало часть пакетов акций данных агрофирм и стало одним из собственников, зачастую превратившись в миноритарного акционера. Таким образом, Беларусь или утратила рычаги влияния на руководство сельскохозяйственных предприятий, или же не смогла оказать на них должных мер воздействия.

Теперь стоит понять мотивы, по которым Россия предпочла запретить часть белорусских товаров:

1. Саботаж Беларусью российских гастрономических санкций — акт коллаборационизма, который приводит к резкому снижению эффективности мер принуждения Евросоюза к хорошему поведению.

2. Контрабанда снеди подрывает доверительные отношения между Москвой и Минском.

3. Лжетранзит и обман разрушают Таможенный и Евразийский союзы, закладывая в их фундамент, в основании которого находится доверие, мину замедленного действия.

Беларусь оказалась под прицелом Россельхознадзора просто потому, что она имеет общую границу с ЕС, а решить проблему с гастрономической пропагандой, совершив один звонок в Астану, удалось лишь в силу того, что Казахстан не является крупным производителем сельскохозяйственной продукции. В любом случае, окажись Казахстан близ Европы, его ожидала бы участь белорусских агропредприятий.

Весь корень зол именно в следовании директорами агрохолдингов рыночным догматам, цель которых — увеличение прибыли любой ценой.

Очевидно, что Россия не собирается капитулировать перед Западом в геополитическом противостоянии, а война санкций и контрсанкций будет продолжена. Союзники России по интеграционным объединениям рано или поздно будут втянуты в конфликт. Это приведёт лишь к росту взаимных претензий Москвы, Минска и Астаны с Ереваном друг к другу.

Следовательно, уже сейчас пора менять подходы к взаимодействию как внутри Евразийского союза, так и с соседями по земному шару.

Смена логики сотрудничества

Так как переход от скрытой конфронтации с Западом к открытому противостоянию неизбежен, то единственным способом, который позволит уцелеть в новых конфликтах, станет углубление кооперации.

Однако препятствием на пути к этому является капиталистическая логика, которая выражается в желании получить сверхприбыль за счёт конфликта своего союзника с соседом.

Ранее в подобном поведении был уличён топ-менеджмент «Уралкалия», который «кинул» своего партнёра, «Беларуськалий». Теперь же место «Уралкалия» заняли белорусские агрохолдинги.

Если Россия и её союзники по интеграционным объединениям желают уцелеть в противостоянии с Западом и углублять интеграцию, то им неизбежно предстоит:

1. Перейти от капиталистической логики к социалистической, что означает работу не только на благо своего национального капитала, но и соблюдение интересов союзников. Странам предстоит отказаться от попыток поправить своё финансовое состояние за счёт ущемления государственных интересов своих партнёров.

2. Подчинить национальный капитал государству и ужесточить меры по контролю за товаропроизводителями и их внешнеэкономической деятельностью. В противном случае акты саботажа станут системными, а подкопы под фундамент Союза будут регулярными.

3. Рассматривать Союз не как механическое объединение России, Беларуси, Казахстана и Армении, а как единый организм. Целое всегда больше, чем сумма его частей, и Союз в данном случае не является исключением.

Потому единственным способом разрешения данного конфликта и профилактикой его неповторения в дальнейшем является углубление интеграции в рамках Таможенного и Евразийского союзов.

И чем раньше будут созданы общие союзные контрольные структуры, тем меньше вреда будет нанесено национальными предпринимателями Союзу и больше доверия останется между его членами.

***
Ведь нет никакой гарантии, что завтра под санкциями не окажется Ереван или Минск, а ушлые российские предприниматели не попытаются поправить свои финансовые показатели за счёт партнёров.

Иван Лизан

Источник: km.ru