Разрешите вмешаться

Вмешиваться в чужие дела — это, конечно, нехорошо.

Но что, если на ваших глазах совершается преступление? Стоит ли соглашаться с преступником, который нагло заявляет, что это не ваше дело и шли бы вы подальше?

Вызвать милицию? А что, если милиции нет и не предвидится? А вы при этом из спецназа… а с вами еще пара друзей, тоже из спецназа… так вмешиваться или нет?

Путь вмешательства в дела другой страны, пусть даже это соседняя страна, — труден и опасен. И труден он не столько затратами и возможными потерями, сколько ответственностью за последствия.

А еще, на того, кто вмешивается в конфликт, в любой конфликт, обязательно посыпятся обвинения от тех, кто этот конфликт устроил, кто в нем заинтересован, кто зарабатывает на нем.

Обязательно заголосят горе-праведники о том, что нельзя вмешиваться в дела суверенного государства…

Суверенное государство? А кого вы имеете ввиду? Украину? Вы еще скажите, что это независимая страна…

Нет сегодня никакой независимой Украины, никакого суверенного государства — это миф, это попытка выдать желаемое за действительное, это легенда, поразившая многие неокрепшие умы.

А мы — не посторонние наблюдатели, мы участники этого конфликта, хотим мы этого или нет.

Этот конфликт специально создан так, чтобы мы неизбежно стали его участниками. Это конфликт у наших границ, он затрагивает наши интересы, а главное — в него вовлечены миллионы русских, проживающих на Украине. Поэтому мы с самого начала стали участниками данного конфликта. И по-другому быть просто не могло.

Попытка Россией избежать украинский конфликт — это обычная страусиная позиция. Даже не побоюсь этого слова — поза. Только если спрятать голову в песок, реальность от этого не изменится. А главное, это не обеспечит безопасность ни для пятой точки, ни для спрятанной в песок головы.

Попытка Россией избежать украинский конфликт — это все равно, что заверения, будто вы не участвуете в драке после того, как уже был нанесен первый удар.

Мы уже по факту вмешались в этот конфликт.

Присоединение Крыма — это уже было сильнейшее вмешательство. Мы приняли самое непосредственное участие в отторжении территории и инициировали дальнейший раздел страны. Чем это было вызвано, какие были основания — в данном случае неважно, сам факт вмешательства был. И говорить после этого, что Россия не участвует в конфликте — просто нечестно.

Россия уже запрыгнула в ринг и отправила соперника в нокдаун. После этого уже невозможно снять перчатки и вернуться в зрительный зал — нужно продолжать.

На самом деле Россия вмешалась и второй раз, когда обеспечила ополчение Донбасса вооружением и военными консультантами в июле-августе, что позволило резко изменить ход войны на юго-востоке Украины. Это можно считать вторым нокдауном для Киева. После этого тем более поздно возвращаться в зрительный зал.

Поздно возвращаться на дорогу невмешательства, тем более, что ведет она только к негативным для России последствиям — к усилению национализма на Украине, новым беженцам, контрабанде, наркоторговле, терроризму, анархии и выселению русских с их исторических территорий.

Любители спорта прекрасно знают, что бывает, когда команда, забив пару быстрых голов, садится в оборону. Очень часто она уходит с матча побежденной.

Крым и Донбасс — это еще не вся Украина. Тем более, что Донбасс контролируется не целиком.

Крым и Донбасс — это всего лишь два раунда боя из двенадцати. Для победы нужно отстоять как минимум половину. А чтобы победа была твердой — все до конца.

Отстоять — это значит защитить права русских, восстановить закон и порядок, поставить большую часть украинских регионов на путь стабильного экономического развития. Все — вряд ли возможно. Но большую часть — наверняка.

И это мы должны сделать не ради украинцев, а ради собственной безопасности и ради своих экономических интересов.

Если ваш сосед — пьяница и дебошир — это не только его, но и ваша беда. Это риск пожара и ограбления в любой момент. А когда у вас есть враги — это уже не риск, а неизбежность.

Поэтому, еще раз — цель — установить на большей части территории Украины закон и порядок, вывести регионы страны на путь экономического развития. Чтобы украинцы не были заинтересованы в продолжении конфликта, чтобы русофобия перестала играть роль палочки-выручалочки для украинских властей, с помощью которой они отвлекают народ от экономических проблем и находят поддержку на Западе.

Цель — в установлении порядка и экономической стабильности.

Но как этого достичь?

В предыдущие годы, пытаясь поддерживать стабильность на Украине, Россия предоставляла скидки на газ, поддерживала украинскую промышленность заказами и инвестициями, последней отчаянной попыткой сохранить власть Януковича стал 15-миллиардный кредит, из которого Украина успела получить 3 миллиарда.

Все это глубоко порочная практика.

Проблема в том, что все скидки, инвестиции, кредиты, которые получала Украина, делились между крупными бизнесменами (так называемыми олигархами) и на пользу государству практически не шли. Вся помощь от России фактически разворовывалась и только усиливала коррупцию и ухудшала состояние экономики. Помощь от России решала краткосрочные проблемы, но порождала долгосрочные. Эффект от помощи получался строго противоположным.

Минские соглашения — еще одна грубейшая политическая ошибка. Это такая же попытка стабилизации, только не экономическим, а политическим методом. Но эта стабилизация тоже носит сугубо временный характер, а в долгосрочной перспективе порождает еще более глубокие проблемы.

Существует две системных причины всех экономических и политических проблем Украины:

1. Соединение в одном государстве регионов с принципиально разной экономикой, с разными политическими взглядами, разной историей и разным отношением к России.

2. Неэффективность властей, которые складываются из множества разных противоборствующих сил, каждая из которых не может получить полного контроля над ситуацией и в результате этого не несет полной ответственности за происходящее, решая свои частные политические и экономические задачи за счет страны и народа.

Две этих причины приводят к постоянному воспроизводству политического и экономического кризиса, к усугублению всех прочих проблем, к дестабилизации страны.

Украина была стабильной (вернее мета-стабильной) только в составе Советского союза, который поддерживал порядок на ее территории, был источником единой политики и управлял экономикой.

В виде самостоятельного государства Украина в нынешнем составе не может быть стабильна в обозримой перспективе.

Конечно, украинские националисты не согласятся с этим никогда. Даже если пройдет еще 20 лет, сменится еще пять президентов, четыре состава Рады и множество министров с тем же результатом, который мы наблюдаем сейчас, националисты будут утверждать, что надо прогнать очередного Гамнюковича, выбрать нового Чепушенко и Маразманюка и вот они-то все наладят.

Слушать украинских националистов — это все равно, что пытаться постичь истину в секте. На словах все красиво, складно, счастье близко-близко, стоит только руку протянать — и прикоснешься. На самом деле — морковка висит перед носом ослика и идти к ней можно бесконечно долго, а она будет все так же висеть близко-близко и недоступно-недоступно.

Что делать?

Как бы грустно и досадно не было украинцам (здесь я имею ввиду простых украинцев, националистов мне нисколько не жаль) — западные и восточные регионы нужно разводить.

Федерализация как попытка мягкого полуразвода провалилась даже не начавшись. Было это выходом или нет, сейчас уже толком не определить. Но после начала военных действий на юго-востоке и роста радикальных настроений в обществе у проекта федерализации будущего уже нет.

Донбасс

ЛНР и ДНР должны получить полный контроль над территориями своих областей. Это принципиально важно. Для этого должны быть отменены минские соглашения и по мере необходимости продолжены поставки вооружения.

После того как ЛНР и ДНР получат полный контроль над своими территориями, станет возможным обеспечение полноценного мира (без артобстрелов Донецка), порядка и стабильности. Далее — обеспечение работы промышленных предприятий, поддержка малого бизнеса, создание собственной финансовой системы и другие мероприятия по запуску экономики.

Порядок, стабильность и работающая экономика Донбасса должны стать наглядным примером для других регионов юго-востока, что жизнь отдельно от Киева не только возможна, но имеет целый ряд преимуществ.

Харьков, Одесса, Запорожье

Причины, по которым эти регионы не восстали так же, как Донбасс — в страхе населения перед карателями, которые на ранней стадии провели массовые аресты активистов, а в дальнейшем на примере Донецка показали, что будет с восставшими городами.

Обстрелы жилых домов и инфраструктуры Донецка, Луганска и других городов юго-востока производились именно с этой целью — запугать население на контролируемой территории и тем самым предотвратить новые выступления против киевских властей.

Чтобы Харьков, Одесса и Запарожье поднялись против Киева — необходимо ликвидировать угрозу возмездия и поддержать местных активистов, которые остаются на свободе.

Для ликвидации угрозы возмездия со стороны Киева необходимо… уничтожить тяжелую технику и артиллерию, которой располагает украинская армия и нацгвардия.

Для ликвидации угрозы новых арестов и карательных акций необходимо ликвдировать подразделения СБУ, правого сектора и других националистических организаций на территории Одессы, Харькова и Запорожья.

Полная ликвидация, конечно, невозможна, но уничтожение наиболее крупных подразделений карателей, отделов СБУ и артиллерийских группировок — задача вполне осуществимая.

Это задача для спецподразделений, которые могут действовать, базируясь на территории ДНР, а также для партизанских отрядов Харькова, Одессы и Запорожья.

Возможно применение высокоточного оружия и беспилотной авиации.

Целью должны быть именно подразделения карателей и СБУ. Задача состоит в том, чтобы ликвидировать угрозу возмездия для тех, кто выступает за незвависимость Харькова, Одессы и Запорожья.

Исполнителями данной задачи должны быть подразделения ДНР, ЛНР и активисты сопротивления непосредственно в Одессе, Харькове и Запорожье. Участие России в этом процессе сводится к материально-техническому обеспечению, передаче данных разведки и… к политическому благословению движения за независимость.

После того, как угроза расправы над сторонниками независимости будет минимизирована, движение наберет силу и России останется только объявить о его поддержке чтобы вслед за ДНР и ЛНР возникли ОНР, ХНР и ЗНР.

Днепропетровск

Этот регион является базой для Коломойского и Правого сектора, поэотму он контролируется националистами лучше других. Но по мере ликвидации карателей и подразделений СБУ в других регионах на юго-востоке Украины, контроль над Днепропетровском ослабнет.

Для очистки Днепропетровска от националистов возможны два метода — либо изложенный выше сценарий спецопераций и поддержка местного движения за независимость, либо войсковая операция армией Новороссии. Это должно зависеть от целесообразности и уровня поддержки со стороны местного населения.

Центральная Украина

Центральные регионы не имеет смысла отделять от Киева, они должны синхронно с Киевом прийти к обновлению власти.

После потери контроля над юго-востоком, Киев окажется в совершенно новой экономической и политической реальности, что неизбежно приведет к обновлению властей.

Вместе с юго-востоком из украинской политики уйдут все группы, которые были связаны с «восточным капиталом». Исчезнут последние люди Ахметова, многие люди Коломойского (после потери Днепропетровска от его империи останутся небольшие фрагменты), представители ряда других олигархов. Разнообразие политических сил в Киеве сократится в разы. Политическая система упростится.

Одновременно с сокращением контролируемой территории, снизится интерес к Украине со стороны США и ЕС. Воспроизводить конфликт, располагая только западными и центральными регионами, будет крайне затруднительно. Раньше точкой приложения сил для украинских националистов был юго-восток и Янукович как представитель юго-востока. Юго-восток был образом России и всего российского, образом русского мира. После того как юго-восток станет недоступен и его представителей не будет во власти, точка приложения сил для украинских националистов исчезнет.

Украинские националисты окажутся в ситуации, когда враг находится вне зоны доступа. И никто уже не будет препятствовать их приходу к власти. Однако, получив власть им нужно будет в первую очередь решать экономические проблемы, а они этого не умеют и не хотят. Все, что останется националистам — это сотрясать воздух и расписываться в собственном бессилии и неспособности решать экономические проблемы страны.

У центральной Украины будет только один выход — привести к власти профессионалов, которые смогут наладить эффективное управление страной. Это может быть не очень быстрый, но неизбежный процесс. Главное, что после падения интереса к украинскому проекту со стороны Запада и двукратного сокращения экономики этот проецсс станет действительно неизбежен.

Западная Украина

У западной Украины будет два пути. Либо отделиться от Киева и объявить независимость по примеру ЛНР и ДНР, только не для интеграции в Таможенный союз, а для вступления в ЕС. Компактную западную Украину ЕС вполне сможет принять и выделить кредиты, необходимые для восстановления экономики.

Инвестиции, которые нужны западной Украине для полноценной евроинтеграции, во много раз меньше, чем те, что необходимы для всей Украины, а значит и реальность евроинтеграции западной Украины намного выше.

Второй путь — остаться в составе Украины и вместе решать экономические проблемы без участия России и Евросоюза.

Что выберут западные регионы -попробуйте угадать.

Медиапространство

Одна из причин воспроизводства конфликта и слабого движения за независимость восточных регионов — антироссийская пропаганда. Телевидение Украины формирует представление, что движение за независимость и участие России стали причиной войны в Донбассе, что в других регионах будет такая же война, если они объявят о создании своих республик. Внедряется мысль, что во всем виноваты русские, террористы, сепаратисты.

Полностью разрушить этот образ, не разрушив источник пропаганды, не переключив внимание украинской аудитории на другую точку зрения, нельзя.

Поэтому медиапространство — это отдельный фронт, на котором должна действовать Россия, если она желает изменить ситуацию в свою пользу.

Для борьбы с украинской пропагандой необходимо создание альтернативных телеканалов, радио, газет, журналов, поддержка интернет-СМИ, которые будут на украинском языке рассказывать о событиях в России, в Крыму, в ДНР и ЛНР — о тех событиях, о которых не говорят из Киева и так, как из Киева не говорят.

Успешные действия в медиапространстве — половина успеха во всем деле борьбы с украинским национализмом.

Тем более, что вмешательство в медиапространство — самое простое и признаваемое, можно сказать самое демократичное вмешательство из всех возможных.

Важно и другое. Вести прямую борьбу с банедовцами, с оружием в руках освобождать Донбасс, ходить в рейды по тылам противника, взрывать склады с боеприпасами для артиллерии, ликвидировать карателей в Харькове и Одессе — это задачи не для каждого. Это нельзя делать находясь в России или по вечерам после основной работы. Медиапространство — совершенно другой фронт. Здесь каждый может внести свой маленький вклад в победу. Для этого не нужно брать оружие, рисковать жизнью, нарушать чей-то закон. Медиапространство открыто и доступно для всех. Возможности отдельного гражданина, конечно, несопоставимы с возможностями украинского телевидения, но когда миллионы пользователей Интернета действуют в одном направлении — распространяют достоверную информацию о конфликте, его причинах, о том, что происходит в Донбассе, как живут в Крыму, что думают в России — этот поток информации гораздо больше, чем вся украинская пропаганда. И это доступно всем.

Финансовая сторона

Описанные выше мероприятия по ликвидации антироссийского украинского проекта — не так затратны, как это может показаться на первый взгляд.

Экипировка и вооружение полка (тысяча бойцов) без учета тяжелой техники — это затраты порядка 10 миллионов долларов.

За 100 миллионов долларов можно экипировать и вооружить около 10 тысяч бойцов.

Содержащие (питание, медикаменты, небольшое жалованье) — еще примерно 100 миллионов на год.

Это значит, что 1 миллиарда долларов достаточно для экипировки и финансирования в течение года примерно 50 тысяч бойцов (ополченцев, партизан, повстанцев). Это по 10 тысяч бойцов на каждый из пяти основных юго-восточных регионов.

Для создания телеканалов, радио, газет, интернет-СМИ будет достаточно 100 миллионов долларов. Это будет несколько тысяч журналистов с оборудованием и студиями.

Самое затратное — поддержка экономики регионов, получающих независимость. Только для решения социальных проблем нужны будут затраты около миллиарда на каждый регион. Инвестиций для развития производства потребуется еще больше. Но инвестиции — это уже возвращаемые затраты. Причем возвращаемые с прибылью.

Будем считать, что условно-безвозвратные затраты составят миллиард на каждый из независимых регионов и еще миллиард на поддержку ополчения и партизан в течение первого года их активности, для ликвидации карателей и провозглашению независимости это достаточный срок.

Итого — 7 миллиардов долларов затрат.

Много это или мало?

Януковичу был обещан кредит в 15 миллиардов. С возвратом. Но он не решал принципиальных проблем.

Отток капитала из России в 2014 году превысил 50 миллиардов долларов, что в значительной степени связано с украинскими событиями.

Центробанк России тратит более 100 миллиардов в год на поддержание курса рубля (что в последнее время не очень удается).

За прошедшие 20 лет Россия вложила более 50 миллиардов в экономику Украины, что не спасло ее ни от падения, ни от русофобии.

Так может быть 7 миллиардов — не такие большие затраты, если они могут решить принципиальную проблему, устранить плацдарм развития антироссийских сил у границ России, превратить хотя бы половину Украины из черной дыры в выгодного экономического партнера.

Исправление ошибок

Возвращение Крыма в Россию — это исправление исторической ошибки 1954 года. Но это была не единственная ошибка. Включение Донецка, Луганска, Одессы, Харькова и ряда других регионов в состав Украины в 1922 году это была такая же ошибка. Так может быть не надо останавливаться на Крыме. Если уж начали исправлять, то исправлять до конца. Сказали «а» — надо говорить «б».

Конечно, это очень болезненные для Украины правки. И для России они тоже не пройдут безболезненно.

Но раз уж Россия выступает правопреемницей СССР, то кому же еще исправлять ошибки советского руководства прошлых эпох?

Если исправить ошибки сегодня — процесс будет болезненным, но недолгим. Если оставить все как есть — конфликт будет длиться и длиться, и еще много раз даст знать о себе, будут новые обострения, а суммарный ущерб будет намного больше, чем сейчас. И погибнет больше. И многие возможности будут упущены. Может быть даже навсегда.

Представьте, что отделение юго-востока Украины было бы инициировано в 1991 году. Этого почти никто не заметил был, как поначалу никто не отнесся всерьез к роспуску СССР, полагая, что СНГ станет эквивалентной заменой.

Чем дальше, тем сложнее будет реализовать независимость юго-востока Украины, тем сложнее и дороже будет этот путь.

Запад будет против

Конечно, США и Европа используют все свои возможности чтобы противодействовать процессу развода запада и востока Украины.

Вашингтону нужна большая интироссийская Украина. Именно она представляет интерес. Маленькая антироссийская страна ценности не представляет, потому что малым весом на Россию повлиять нельзя. Маленьких антироссийских стран хватает и без того — полная Прибалтика.

Но почему мы должны оглядываться на интересы Запада и действовать так, как выгодно США? Почему мы сами должны давать противнику инструмент для борьбы с Россией?

Завтра Запад будет против существования самой Росии — и что, мы должны будем самоликвидироваться потому что так захотел Вашингтон? Так и будем пытаться угодить Западу в борьбе против нас?

Спросят — ответим

За вмешательство в дела Украины неизбежно придется отвечать. Перед народом Украины, перед народом России, перед народом Новороссии, перед историей.

А ответом и критерием правильности наших действий будет благополучие наших стран, порядок и стабильность, экономическое развитие, мир в наших домах.

Если наши действия, какими бы болезненными они не были сегодня, приведут к долгосрочному миру, порядку и экономическому развитию России, Новороссии, Центральной и западной Украины — значит все было сделано не зря.

Крым тоже приходилось завоевывать и защищать не один раз. И это было непросто. Но никто сегодня не говорит, что это не стоило того, что надо было оставить Крым врагу, отступить и подписать мирный договор, с Турцией или Германией.

Если мы добьемся создания стабильной и развиваюшейся Новороссии, никто потом не скажет, что усилия на ее создание были напрасны.

И если развод запада и востока Украины приведет к стабильности в самой Украине — со временем все согласятся, что именно так и должно было произойти.

А стабильность и экономическое развитие Новороссии и Украины зависит в первую очередь от нас. У Европы нет ни ресурса, ни желания вкладывать в Украину те средства, которые ей необходимый для развития. Такие средства есть только у России. Но вкладывать средства в ту Украину, которую мы видим сейчас — глупо и бесперспективно.

Вкладывать ресурсы в целую Украину мы уже пробовали. Результат плох.

Но Россия может вкладывать средства в отдельные регионы юго-востока — Донбасс, Харьков, Одессу. Если они будут независимы.

Россия может вкладывать средства в Новороссию.

А Европа может вкладывать средства в западную Украину.

А Киев… ему же без «дотационных» регионов должно стать только легче, значит и в центральной Украине наступит лучшая жизнь. А если не наступит — выбору киевлян между Россией и Европой ни Донецк, ни Харьков, ни Львов уже не будут мешать.

Нашим ответом на правильность вмешательства в дела Украины будет лучшая жизнь, которая наступит на этой территории после нашего вмешательства. И мы можем добиться ее наступления. А значит можем ответить. А если можем ответить — значит можем вмешиваться.

Тем более, что дела Украины на самом деле для нас не чужие.

Тем более, что мы уже вмешались в них.

Александр Русин

Источник: amfora.livejournal.com