Вопрос о доверии: какой может быть амнистия капиталов

Для масштабного возвращения капиталов нужны не только карательные меры, но и повышение инвестиционной привлекательности экономики

Президент России Владимир Путин предложил провести полную амнистию для всех желающих вернуть свой капитал в страну без каких-либо негативных последствий для заявителей. Амнистия будет носить разовый характер и должна исключить не только действия, но и любой интерес к таким капиталам со стороны любых государственных органов и их представителей. По сути, поставлен прямой вопрос о доверии населения страны к власти.

В ежегодном послании Федеральному Собранию Путин объяснил идею амнистии капитала необходимостью помочь «перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики».

«Необходимо провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Именно полную», — отметил президент под аплодисменты зала. По его мнению, это должно означать, что люди, которые легализуют свои средства и имущество в России, получат твердую уверенность, что их не будут «таскать по правоохранительным органам». Более того, президент заявил, что амнистия должна предоставить заявителям полный и абсолютный иммунитет от проведения расследований и выяснения источников и способов возникновения капитала, возвращенного в Россию.

Если это будет оформлено законодательно, то впервые в мировой практике государство не будет принимать во внимание совершенные ранее преступления, результатом которых являлось возникновение амнистированного капитала. Однако, нужно заметить, что единственный находящийся на рассмотрении в Государственной думе законопроект об амнистии предусматривает освобождение от уголовной ответственности только за совершение преступлений в сфере валютного или налогового законодательства.

Предлагаемые меры являются логичным завершающим звеном деофшоризационного пакета законов, которые были внесены в российский парламент в 2014 году. С 1 января в силу вступят изменения в закон о валютном регулировании и контроле, согласно которому российские валютные резиденты-физлица будут обязаны не только информировать налоговые органы о факте открытия счетов в иностранных банках, но и ежегодно отчитываться о балансе счета и об операциях по счету.

Самыми известными стали поправки в Налоговый кодекс об установлении контролируемых иностранных компаний, которые должен остановить массовую практику злоупотребления иностранными и офшорными компаниями для налогового уклонения, сокрытия бенефициаров и совершения противоправных действий в сфере предпринимательской деятельности и госзаказа.

Если для российских юрлиц закон о контролируемых иностранных компаниях предусматривает безопасные и нейтральные с налоговой точки зрения способы возврата средств и активов из-за границы, то для физических лиц такую позитивную роль может сыграть как раз предложенная амнистия.

В мировой практике известны случаи как удачных, так и неудачных амнистий.

Амнистия 2001-2002 годов в Италии стала, вероятно, ориентиром для законопроекта «О порядке возврата активов в Российскую Федерацию», внесенного в Госдуму сенаторами Юрием Бирюковым и Константином Добрыниным. Итальянская амнистия предусматривала для желающих либо уплату 2,5-процентного декларационного взноса, либо приобретение обязательств итальянского правительства на 12% от суммы сокрытых активов. После выполнения соответствующих условий итальянский гражданин получал от налоговых органов специальный «сертификат конфиденциального взноса», содержащий гарантии освобождения лица от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до амнистии.

Также гарантировалась полная конфиденциальность для налоговых и других государственных органов.

В чем же причины провала налоговых амнистий в развитых странах? Большинство специалистов считает, что такое мероприятие должно проводиться при создании государством необходимых условий, таких как принятие законодательства, открывающего доступ к иностранной банковской информации, а также введение серьезной ответственности за недекларирование средств на иностранных счетах, повышение инвестиционной привлекательности, возможно, снижение налогового бремени вместе с ростом налоговой справедливости. Но наличие достаточного веса самого государства на мировой арене для конструктивных переговоров о сотрудничестве со страной, в которой располагаются банки, интересные для уклонистов, — это основная причина успешной реализации налоговой амнистии. Здесь необходимо напомнить, что Россией теперь, наконец, ратифицирована многосторонняя Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, также страна является полноценным участником Глобального форума по транспарентности и автоматическому обмену информацией для налоговых целей. ОЭСР ждет автоматического обмена в 2018 году.

В 2009 году департамент юстиции США совместно со службой внутренних доходов казначейства начали успешно бороться с недобросовестной практикой швейцарских банков одновременно с объявлением амнистии для налоговых уклонистов. После того как банк UBS выдал своих клиентов и выплатил огромнейший штраф, американские налоговики  «посодействовали» еще и закрытию старейшего швейцарского банка Wegelin. 18 марта 2010 года президент Барак Обама подписал Акт «О стимулах по приему на работу для восстановления занятости населения» (The Hiring Incentives to Restore Employment (HIRE) Act of 2010), частью которого и стал известный на весь мир акт FATCA, что поставило граждан США в самое невыгодное положение во всем мире как потенциальных налоговых уклонистов. Для выполнения его положений в связи с событиями в Украине российским банкам пришлось заключать самостоятельные соглашения с налоговой США и придется передавать данные на американских граждан. А вот российские налоговые органы по такому сценарию информацию о российских уклонистах из США получить до заключения межправительственного соглашения не смогут.

Именно эти обстоятельства и позволили провести достаточно успешные налоговые амнистии в США в 2009, 2010, 2011 и 2012 годах. Только за 2009 год в США сдались налоговым органам более 14 700 уклонистов, а к середине 2012 года их число превысило 33 000 человек, а сумма поступлений в бюджет — $5 млрд.

Ни одна из стран Европы не смогла похвастаться такими результатами, несмотря на более высокий уровень налогового сотрудничества в рамках ЕC.

После беспрецедентного давления на Швейцарию в 2009-2010 годах Франция, Великобритания и Германия добились лишь того, что швейцарские банки, не раскрывая личность французских, британских и немецких налогоплательщиков, стали взымать с них налоги и перечислять их странам налогового резидентства, что приносит намного меньшие суммы, чем амнистия в США за один год.

Интересно, что уже в этом году 25 января правительство США предложило поучаствовать в налоговой амнистии не своим гражданам, а 300 швейцарским банкам, которые посчитают, что участвовали, или участвуют в совершении налоговых преступлений американскими налогоплательщиками. 106 банков уже работают над заключением соглашений со службой внутренних доходов США. Сейчас департамент юстиции США ведет уголовные преследования 14 кредитных учреждений Швейцарии.

В России в 2014 году принято достаточное количество новых законов и механизмов, которые по замыслу законодателя должны простимулировать заинтересованных лиц к раскрытию и возвращению своих активов.

Вопрос теперь только в одном, доверяете ли вы лично существующей власти и лично президенту, который предлагает сдаться и без негативных последствий для вас вернуть свои активы и капитал в страну из иностранных юрисдикций. Ведь однажды раскрывшись перед государством, ваш капитал и активы уже никогда не смогут быть вновь спрятаны с той же степенью конфиденциальности и безопасности.

Александр Захаров

Источник: forbes.ru