Украсть последняя возможность

То, что российская экономика была в течении 23 лет дойной коровой для Украины, давно уже не секрет. Во времена Леонида Кучмы, а он президентствовал 10 лет, «несанкционированный отбор газа» производился примерно на сумму в один миллиард долларов в год. По текущим меркам вроде бы не так уж и много, но учитывая, что тысяча кубометров тогда стоила 60-70 долларов, в натуральном выражении это было примерно столько же, как и в последние годы.Во второй половине 90-х годов, когда практически вся азотная промышленность Украины работала на неоплаченном газе, Украина откровенно демпинговала на рынке аммиака. А часть российских производителей, например «Кемеровский Азот», стала нерентабельной. Газ — это первое и основное направление создания государственного гешефта.

Второе направление создания украинского гешефта — займы. Начиналось все по скромному. В 1995 году Украина кое-как признала свой долг за газ (всего 1,4 млрд. долларов) и добилась от «Газпрома» и российского правительства его реструктуризации путем выпуска так называемых «газовок», 12-летних гособлигаций Украины, полученных «Газпромом» в счет долга. Коррумпированный украинский истеблишмент быстро осознал, что внешние займы, это хороший способ погреть руки. Прекрасно освоила этот нехитрый прием и украинская бизнес-элита. На сегодняшний день Украина должна Западу около 50 млрд. долларов, из которых примерно 15 миллиардов, это долги бизнеса, взятые под гарантии государства. Понятно, что бизнес исполнять свои обязательства даже не собирался. Просто напомню, что за пару недель до своего увольнения с поста премьер-министра Юлия Тимошенко выдала госгарантии по займам фирм своего мужа на 800 млн. евро.

По сравнению с газом доходы от займов гораздо скромнее, но сегодня они полностью исчерпаны. При очевидной переоценке гривны, которая сейчас быстро заканчивается, и отрицательном торговом балансе коммерческие и межгосударственные займы для Украины закрыты. А доступны лишь займы МВФ, которые будут уходить на погашение прежних долгов. Но МВФ дает займы под очень жесткие условия и отслеживает их исполнение, а это весьма и весьма болезненно.

Третье направление украинского гешефта — распродажа советских арсеналов. Скорее всего, ведь точных данных, разумеется, никто не даст, этот бизнес по общему валу доходности сопоставим с внешними займами. Вот только украинский бюджет получал от этого вида деятельности прискорбно мало. Примером может служить продажа Украиной в 2005 году дюжины советских крылатых ракет большой дальности Х-55 в Иран и Китай по цене, близкой к цене металлолома, что-то около 250 тыс. долларов.

Краткий итог. Из этих трех направлений частно-государственного гешефта сегодня остался только один, это газ.

Но и здесь перспективы могут оказаться не столь радостны. Если проект «Южный поток» будет реализован, то украинская элита потеряет и этот источник дохода. Отсюда вывод, майдан и свержение Януковича, это борьба политических кланов Украины за последнюю возможность украсть. И время на эту операцию не так много, год, полтора, ну два максимум.

И новая украинская политическая элита все это прекрасно понимает. А по сему изображать из Яценюка недоумка, который заради санкций против России готов перекрыть поставки газа в Европу, просто не серьезно. Его замысел в данном вопросе очень точен и весьма прагматичен. Он прекрасно понимает, что после пуска «Южного потока» украинская газотранспортная система (ГТС) будет стоить ровно одну гривну. Значит главная задача украинского истеблишмента — остановить «Южный поток» любой ценой. Цена здесь действительно не имеет значения, ее заплатит народ, а гешефт достанется элите. И чем дольше идет война на Востоке Украины, чем сложнее отношения России и Запада, тем больше шансов у Яценюка продавить в ЕС остановку «Южного потока». Пряник для ЕС — это предложение от Украины для Европы и США (ну а как же без США) зайти в собственники украинской ГТС. Украинский закон о запрете смены формы собственности на ГТС, ссылаясь на который Украина постоянно отказывала «Газпрому» в его попытках войти в долю Укртрансгаза, будет этой осенью тихо отменен. Кнут — это реальное перекрытие поставок газа в Европу. Как говорится, «и сам не ам, и вам не дам».

Вот и весь замысел Яценюка. Или ЕС и США заходят в собственники украинской ГТС и перекрывают «Южный поток», дабы окупать свои вложения, или, под предлогом санкций против России, реально перекрываем газ в Европу.

Если Европа ( именно Европа, без США) поддастся на шантаж Яценюка, то украинская веселуха на «несанкционированном отборе газа» будет продолжаться и дальше, за российский счет, разумеется. А надежды завершить «Южный поток» станут и вовсе призрачными.

Есть ли у России и «Газпрома» аргументы, которые можно противопоставить плану Яценюка? Безусловно есть, но для их использования придется кое-что поменять и в самом «Газпроме».

К «Газпрому» очень много претензий, очень много. Можно вспомнить крайне некорректные операции Моснарбанка, Национального резервного банка и ВЭБа с украинскими газовками, которые без поддержки «Газпрома» были бы невозможны. Можно вспомнить малопрозрачные схемы С. Могилевича и Д. Фирташа с некоторыми признаками увода госсредств. Но не это главное. Главное в том, что «Газпром» долгие годы противился переносу газоизмерительных станций (ГИС) на российско-украинскую границу и не сделал этого до сих пор. Понятно, что это было бы губительно для схем Могилевича-Фирташа.

Но такой шаг позволил бы давным-давно поставить перед ЕС вопрос ребром, кто платит за украинский «несанкционированный отбор»? Если у ЕС есть какие-то вопросы или сомнения — Бога ради, присылайте своих наблюдателей на наши ГИСы, и давайте вместе считать и думать, что же делать с Украиной. Более 20 лет «Газпром» терпит «несанкционированный отбор», и постоянно в его решениях текущие мелкокоммерческие интересы «неопределенной группы лиц», перевешивают долгосрочные стратегические интересы России. Именно это и предстоит поменять в «Газпроме».

Но вернемся к замыслу Яценюка. Суть его наверняка сводится к тому, чтобы продать ЕС и США как можно большую долю, получить 15-20-25 млрд. долларов здесь и сейчас. А Украине оставить скромные 3-5-7 процентов, но так, чтобы ни у одного из партнеров, ни у ЕС, ни у США не было контрольного пакета, т.е. получить своеобразное право вето против любого из партнеров.

 

Александр Величенков

Источник: stringer-news.com