Как «массажист Путина» сделал головокружительную карьеру

Константин Голощапов – имя, которое хорошо известно только посвященным. Наряду с братьями Ротенбергами он входит в ближний круг питерских друзей молодости Владимира Путина, но до сих пор умудрялся избегать явной публичности. Меж тем его называют «личным массажистом Путина», который сделал карьеру именно благодаря близости к «телу» президента.

Спортивное достижение

– Голощапов и Путин знакомы еще с детства, они оба – дзюдоисты, хотя выступали за разные клубы: Путин – за «Турбостроитель», Голощапов – за СКА. Но пересекались, конечно, на соревнованиях и спортивных сборах, – рассказал «Собеседнику» Валерий Наталенко, врач клуба «Явара-Нева», почетным президентом которого является Владимир Путин, а генеральным директором – бизнесмен Аркадий Ротенберг.

В официальной биографии Голощапова 90-е годы отражены туманно – фигурирует некое строительное СМУ-7, из которого бывший спортсмен сразу перескочил в кресло генерального директора ФГУП «Росцентрпроект» (центр «Новые российские проекты») Управления делами президента РФ в Москве. И случилось это в том же 1996 году, когда в столицу переехал Владимир Путин, чтобы занять место заместителя главы администрации президента Ельцина. Так соперники на татами стали коллегами. А в политической тусовке впервые прозвучало определение «массажист», которым Голощапов то ли подрабатывал в смутные 90-е, то ли просто помогал товарищу облегчить последствия спортивных травм.

Дружба на религиозной почве

Сегодня в Санкт-Петербурге Константина Голощапова больше знают как «афонца». Так в Северной столице называют всех, кто принадлежит к Русскому афонскому обществу. Общество формально чисто религиозное, фактически же его предназначение намного шире – стоит только посмотреть на персональный состав. Учредители – советник губернатора Константин Голощапов и вице-губернатор Игорь Дивинский. Глава попечительского совета общества – сам губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. В общество входят два бывших вице-губернатора Северной столицы – Василий Кичеджи и Владимир Лавленцев, а также калужский губернатор Анатолий Артамонов, глава комитета по информатизации питерской мэрии Иван Громов и не только…

– Знак принадлежности к обществу – деревянные афонские четки на запястье. В сентябре журналисты крупно засняли их на руке вице-губернатора Лавленцева. То, что вся питерская властная элита – члены одного чуть ли не тайного общества, наводит на мысли. У нас даже термин такой появился – «православный чекизм». Все они часто выезжают в Грецию на святую гору Афон, и ходят слухи, что там в уединенной обстановке решаются не только вопросы веры. Поговаривают о вертолетных вип-турах, – рассказал «Собеседнику» сопредседатель санкт-петербургского отделения РПР-Парнас Андрей Пивоваров. – Свой минувший отпуск в октябре этого года наш губернатор также провел на Афоне.

Голощапов стоял у истоков Русского афонского общества. Оно возникло в 2005 году – сразу, как только Святую гору посетил Владимир Путин. При содействии Русского афонского общества в Россию приво­зили мощи разных святых и Пояс Пресвятой Богородицы. Общество активно занимается восстановлением храмов на Афоне. В январе 2014 года власти с трудом замяли скандал с «добровольно-принудительным» сбором пожертвований на нужды Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне – с дорожных и коммунальных организаций Санкт-Петербурга.

– Дело было этой зимой, которая традиционно является испытанием для Петербурга. Собрали 17 млн рублей, которые могли бы быть направлены на не менее богоугодную цель – благоустройство города, – рассказал «Собеседнику» координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански.

Дорожники и коммунальщики как раз подчинялись «афонцу», тогдашнему вице-губернатору Лавленцеву. Директора предприятия «Центр», который перечислил меньше других, даже оперативно уволили за «грех жадности» (хотя по официальной версии, он ушел добровольно).

Когда готовилась эта публикация, Русское афонское общество удалило со своего сайта поименный состав участников, добавив еще больше таинственности и закрытости своему имиджу…

Не Богом единым

Дзюдоисты путинского призыва плотно держатся друг друга и в политике, и в бизнесе. Константин Голощапов вместе с Аркадием Ротенбергом был соучредителем крупного банка «Северный морской путь» (СМП), но позже передал свою долю Борису Ротенбергу. Впрочем, аналитическая база СКРИН указывает в составе учредителей СМП жену Голощапова Ираю Гильмутдинову. Как это нередко бывает, она не в пример «удачливее» своего мужа в бизнесе. Например, у нее две общие крупные компании с сыном губернатора Санкт-Петербурга Алексеем Полтавченко – «Инвестбугры» и «Петербургстрой», которые, как подсчитал «Собеседник» в прошлом номере, дают своим учредителям до 20 млн рублей прибыли ежемесячно.

Кроме того, у Гильмутдиновой было деревообрабатывающее предприятие «БимсСтрой», состав соучредителей которого тоже очень интересен: бывший глава Росспиртпрома Вадим Золотарев, нынешний сенатор Сергей Лисовский, действующий глава Федерации горнолыжного спорта Московской области Роман Камянский. Компания закрылась в 2008 году. Зато фамилия Гильмутдиновой появилась в составе учредителей строительного холдинга «Топфлор-инвест», который получил 7 госзаказов на строительство спорткомплексов, школ, трубопроводов на общую сумму 2,89 млрд рублей. Выручка компании, 1/6 часть которой, согласно базе данных СКРИН, принадлежит Гильмутдиновой, за 2013 год – 2 млрд 88 млн рублей.

Кроме того, интересы семьи есть в компании «Промторинг», которая занимается оптом текстильных изделий. Другая компания, ООО «Бизнессфера», принадлежит в равных долях Ирае Гильмутдиновой и Наталье Скарлыгиной, президенту хоккейного клуба «Динамо», чье имя числится в договоре купли-продажи питерской квартиры Аркадия Ротенберга (сделка состоялась летом этого года).

За себя и за того парня

Итальянские журналисты знают Константина Голощапова как человека, который помогает в общении с «путинскими олигархами». Помогал он в основном в истории с приобретением итальянского футбольного клуба «Бари». Болельщики маленького клуба обратились к российскому президенту с просьбой о покупке клуба во время визита российского президента в Бари – встречали его с плакатами «Путин, купи «Бари»!» Позже футболисты напомнили о себе, передав Путину именную майку с логотипом своего клуба. Покупкой заинтересовались близкие к Путину бизнесмены Ротенберги, но переговоры остановили европейские санкции: Ротенберги не могут сейчас ничего приобретать в Европе из-за угрозы ареста имущества. Тогда на сцене появился Голощапов – «друг Константин, который помогает общаться с российскими инвесторами», как его охарактеризовал нынешний владелец клуба «Бари» Джанлука Папареста.

У Голощапова в Италии много интересов. Согласно данным итальянской прессы, он приобрел квартиру в Бари, где находится храм Русской православной церкви и хранятся мощи святого покровителя Руси Николая Чудотворца. Часть этих мощей Голощапов перевез в Россию и передал монастырю под Питером. В Италии Голощапову также принадлежит и небольшой четырехзвездочный отель в Кальяри.

– Официально клуб «Бари» может быть передан под контроль другого человека, – проболтался Папареста, намекая на «друга Константина».

В условиях санкций Ротенбергам и близкому к Путину бизнесу очень нужен «свой надежный человек» в Европе. Ради этого никаких госконтрактов не жалко.

/Кстати

Константин Голощапов получил множество наград и благодарностей от Русской православной церкви.

В 2011 году Дмитрий Медведев вручил Константину Голощапову и его жене Ирае Гильмутдиновой в Кремле орден «Родительская слава» за воспитание 6 детей.

Ахмирова Римма

Источник: sobesednik.ru