В Кишиневе прошло седьмое заседание Парламентской ассамблеи Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ). Закончилось оно практически тем же, чем и предыдущее, шестое заседание ПА в Тбилиси в декабре прошлого года. Но тональность мероприятия изменилась — она стала резче и агрессивней.
В тбилисском итоговом коммюннике-2013 выражалась «озабоченность в связи с неразрешенностью территориальных конфликтов на пространстве ГУАМ», сожаление «участившимися действиями по поощрению агрессивного сепаратизма и легитимации оккупации» и осуждалось «присутствие на территории данных государств военных других стран».
В кишиневском итоговом заявлении тоже выражена «крайняя озабоченность по поводу сохраняющихся замороженных конфликтов на пространстве ГУАМ» и дается «ясный сигнал всем, кто хочет нас разделить и аннексировать наши территории, что это им не удастся».
Но если еще год назад представители одной из стран-участниц — Украины лишь сочувствовали и сопереживали трем остальным государствам-коллегам и выражали поддержку их территориальной целостности, то после событий в Крыму и на Донбассе уже у всего ГУАМовского квартета появилось одно общее заболевание — замороженные конфликты и территориальные проблемы.
И хотя хозяева нынешнего заседания Парламентской ассамблеи ГУАМ и пытались смягчить акценты, в Кишиневе все-таки прозвучало имя конкретного врага — Российская Федерация.
«Мы являемся очевидцами агрессии Российской Федерации против стран-членов ГУАМ», «При рассмотрении границ независимых государств, наш северный сосед подрывает их суверенитет», «Безопасность и мир во всей Европе находятся под угрозой агрессии со стороны России», — было заявлено на заседании, среди участников которого, помимо государств-членов организации (Азербайджана, Грузии, Молдавии и Украины), были и парламентарии стран Балтии, Польши, а также представители ПА ОЧЭС, ТюркПА и Вышеградской группы.
ГУАМ: пациент скорее мертв, чем жив
Без интереса, гласит прописная истина, не дружит никто. ГУАМ изначально создавался, как антироссийская региональная структура — «прокладка» или «санитарный кордон» между Россией и Европой. Но сначала этот интерес лежал совершенно в другой, более практической плоскости.
Учреждение ГУАМ состоялось в 1997 году при активном содействии США. Непосредственной целью новой региональной структуры было ослабление экономической (прежде всего энергетической) зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) — Кавказ — Европа в обход территории Российской Федерации.
В апреле 1999 года к четверке ГУАМ присоединился Узбекистан, и ГУАМ стал называться ГУУАМом (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдавия). Однако уже через два года Ташкент приостановил участие, а в начале мая 2005 года заявил о выходе из организации. Президент Узбекистана Ислам Каримов объяснил это несогласием с изменением первоначальных целей организации: «В последнее время делается акцент на идеологической и военно-политической составляющей сотрудничества».
За время своего существования ГУАМ продемонстрировал серьезную деятельность разве что в создании нормативно-правовой базы. В экономическом плане ГУАМ, как организация, так и осталась мало востребованной. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что выделенные американцами еще в конце 90-х $40 млн на конкретные экономические программы так и не были освоены странами-участницами. Хотя совместных проектов предлагалось множество. В том числе масштабных.
Например, еще с конца 90-х годов вынашивалась идея строительства нефтепровода между Одессой и городом Броды в Львовской области с дальнейшим продлением до польского Плоцка, который уже соединен нефтепроводом с Гданьском. По нему предполагалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть в обход турецких проливов из порта Южный под Одессой на НПЗ Восточной и Центральной Европы и в Северную Европу через Гданьский порт.
Однако эти планы так и не были осуществлены. Поляки столкнулись с серьезными проблемами при отводе земли для строительства нефтепровода: у них возникли конфликты с 17 тысяч хозяйствующими субъектами, которым принадлежали участки в проектной зоне. В итоге Польша отказалась от реализации проекта. Хотя в апреле этого года министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан заявил, что с Польшей были возобновлены переговоры о продолжении нефтепровода «Одесса-Броды».
Другими двумя масштабными проектами под эгидой ГУАМ должно было стать строительство двух железных дорог: Баку — Тбилиси — Поти — паромная переправа «Керчь» и Ахакалаки — Тбилиси — Баку.
В 2007 году президент Украины Виктор Ющенко заявил о необходимости создания зоны свободной торговли между странами-членами ГУАМ. А молдавская сторона предложила коллегам открыть свои торговые дома в Тбилиси, Баку и Киеве и выразила готовность оказать содействие в открытии подобных домов стран ГУАМ в Кишиневе.
В 2008 году на батумском саммите Украина предложила создать новую энергетическую структуру, которая сможет контролировать качество и объемы российского газа, идущего транзитом в Евросоюз через Украину. Предполагалось, что в состав Международного диспетчерского центра войдут представители стран ГУАМ, Польши и государств Балтии.
Но дальше популизма и заявлений о необходимости активизировать усилия для создания транспортного коридора ГУАМ/задействования в полной мере экономического потенциала стран-участниц/полноценного функционирования зон свободной торговли в рамках организации/реализации региональных энергетических и транспортных проектов в совместных декларациях дело не пошло. Как и в вопросе создания странами ГУАМ своего миротворческого контингента.
В итоге «Организация Оранжевых наций», как прозвали ГУАМ эксперты, так и не стала деловым форумом, оставшись сугубо политическим клубом обиженных на Россию государств постсоветского пространства.
Примета: ГУАМ оживает во время политических обострений
На протяжении многих лет ГУАМ практически бездействовал. Например, в совещании организации в Ялте в 2004 году участвовали лишь два лидера из пяти (тогда Узбекистан еще не вышел из ГУАМа).
Процесс активизации данной региональной структуры начался после оранжевой революции на Украине. А на парламентских выборах в Молдавии 2005 года два «оранжевых лидера» — Ющенко и Саакашвили — приехали лично поддержать тогдашнего президента РМ Владимира Воронина и ПКРМ.
Апогеем активности ГУАМ стал кишиневский саммит 2005 года. Владимир Воронин тогда заявил, что «кишиневский саммит будет иметь большое значение для строительства демократии от Балтики до Черного моря». А президент Грузии пообещал, что форум в Кишиневе станет толчком «третьей волны революций, которая должна охватить остальную часть Европы».
Перед отъездом в Кишинев Михаил Саакашвили сделал ряд громких политических заявлений. Например, пообещал на саммите объявить имя еще одной страны СНГ, где произойдет революция со сменой власти. «Грузия намерена присоединить свой голос ко всем демократическим странам в поддержку народа Белоруссии», — заявил грузинский лидер, намекнув на свою готовность помочь «экспортировать демократию» в Минск (в марте 2006 года в Белоруссии должны были пройти президентские выборы, и США активно готовили там очередную оранжевую революцию).
Именно эта революционная риторика в оранжевых тонах, считают эксперты, и отпугнула от ГУАМ Узбекистан. Ислам Каримов, несмотря на уговоры, предпочел уклониться от участия в крайне политизированном кишиневском саммите, где к тому же тон задавали единомышленники узбекской «оппозиции». Ее как раз окрылило то, с какой легкостью свершилась цветная революция в Киргизии. А на 2006 год в Узбекистане были запланированы президентские выборы.
В итоге в декабре 2005 года узбекский лидер в одностороннем порядке денонсировал проект документов, подписанных в рамках ГУАМ, изгнал из Узбекистана американскую военную базу и вступил в патронируемые Россией ЕврАзЭс и ОДКБ (Организацию Договора о коллективной безопасности).
Не прошло и двух лет, как официальный Кишинев, еще недавно укорявший Москву в имперских амбициях, тоже стал отходить от ГУАМ. В 2007 году Владимир Воронин проигнорировал саммит в Баку. Примеру президента последовал и министр иностранных дел Андрей Стратан, отравивший в азербайджанскую столицу своего зама Валерия Осталепа. Не приехал никто из Кишинева и на вильнюсский саммит в октябре 2007 года. В итоге стали ходить упорные разговоры, что ГУАМ может потерять букву «М» и превратиться в ГУА.
Очередной всплеск активности ГУАМ приходится на 2009-2010 гг., когда к власти в Молдавии пришел т.н. проевропейский альянс. Тогда после дружеского визита в Грузию и.о. президента РМ Михая Гимпу, официальный Тбилиси заговорил о возобновлении деятельности ГУАМ и намерении возродить в рамках организации «антироссийский блок».
И хотя в последние годы Молдавия, Грузия и Украина больше внимания уделяли другому региональному проекту — «Восточному партнерству», ГУАМ продолжал действовать, окончательно став политической платформой для обсуждения территориальных конфликтов и критики России.
Операция «дестабилизация»?
Если взять только протокольную сторону нынешнего седьмого заседания Парламентской ассамблеи ГУАМ, то кишиневский саммит выглядит как вполне рутинная встреча соседей по постсоветскому «общежитию» и их гостей, которые собрались для того, чтобы обсудить свои самые наболевшие вопросы и попытаться вместе решить их. Если бы не агрессивная антироссийская риторика кишиневской встречи.
«Задуманная изначально, как структура для углубления двустороннего сотрудничества и региональной безопасности, ГУАМ стала в последние годы политической организацией, продвигающей антироссийский курс, усиливая риск превращения стран-членов в полигон противостояния Востока и Запада», — говорится в заявлении Партии коммунистов, раскритиковавшей проведение в Кишиневе сессии Парламентской ассамблеи Организации за демократию и экономическое развитие.
По мнению ПКРМ, данное мероприятие «в условиях трагических событий на Украине является попыткой дестабилизации ситуации на международной арене и проявлением антироссийской позиции». А накануне выборов в Молдавии, уверены коммунисты, «эти действия провоцируют глубокое разделение общества по геополитическому вектору развития».
По странному стечению обстоятельств, одновременно с проведением форума ГУАМ в Кишиневе прошло еще одно событие дестабилизирующего характера. В понедельник группа комбатантов в присутствии телевизионных камер (значит, провокация готовилась заблаговременно) пыталась заблокировать вылет президента непризнанной ПМР Евгения Шевчука из кишиневского аэропорта в Москву. Комбатанты вели себя весьма агрессивно и спровоцировали конфликт с охраной тираспольского лидера.
А уже на следующий день они объявили, что массово вступают в левоцентристскую Демократическую партию, чтобы «помешать экстремистским партиям, которые разделяют общество, прийти к власти».
Вернувшись из Москвы после встречи с Дмитрием Рогозиным, оскорбленный в лучших чувствах Шевчук тут же объявил, что непризнанная республика готова провести еще один референдум о самоопределении. «Это один из самых коротких путей урегулирования конфликта», — заявил тираспольский лидер.
На этой же неделе выяснилось, что на американском телеканале CBS идет телесериал об агрессивных приднестровских сепаратистах во главе с генералом Колбой, которые захватывают премьер-министра Республики Молдова Влада Дьякова. Спецслужбы США, естественно, всех спасают. Хэппи-энд.
В общем, судя по разворачивающимся событиям, ситуация в регионе целенаправленно обостряется. «Не иначе начата подготовка общественного мнения к операции «АТО на Днестре?» — написал на днях в социальных сетях один известный молдавский журналист.
Ксения Флоря
Источник: inosmi.ru