Президента ставят перед трудным побором

В пятницу, после совещания у премьер-министра, законопроект о введении драконовских сборов с малого бизнеса был снят с Бюджетного комитета Госдумы его автором — единороссом Андреем Макаровым. Это, однако, не значит, что проект будет отправлен в утиль: новое обсуждение изрядно переписанного документа планируется на понедельник, а уже в среду он может быть вынесен на пленарное заседание. И это, однако, не факт: в понедельник и вторник пройдет «Форум действий» «Общероссийского народного фронта», предположительно с участием президента. ОНФ все чаще занимает критическую позицию по отношению к кабинету министров и его председателю, чего себе не может позволить «Единая Россия», которую Медведев, собственно, возглавляет.

То есть у президента та еще альтернатива: либо сыграть в «доброго царя», но публично высечь при этом напарника по тандему, либо сохранить «политическую стабильность», но принять на себя ответственность за крайне непопулярное решение, предложенное и продвигаемое именно Медведевым.

Между тем есть еще одна линия напряженности: между премьером и его подчиненными. Помните скандал с увольнением замминистра экономики Белякова, публично сообщившего в фейсбуке, что ему стыдно за принимаемые правительством решения (речь в тот раз шла о заморозке пенсионных накоплений). Так вот, многие коллеги Белякова такую позицию разделяли и разделяют до сих пор, просто высказывают ее кулуарно, зато, бывает, и первому лицу.

Так что если Владимир Путин захочет беспристрастно разобраться в ситуации (а почему бы и не захотеть, учитывая остроту проблемы), то легко поймет, что решение, продвигаемое Медведевым, не выдерживает критики ни в политическом, ни в экономическом отношении.

С политикой понятно — зачем давать лишний козырь оппозиции, даже и системной, и снова подставлять «Единую Россию», которая и так уже поддержала впоследствии девальвированный «закон Ротенбергов»? Да к тому же еще и вести дело к расколу фракции большинства, изрядную долю которой составляют депутаты, получившие кресла по спискам ОНФ?

С точки зрения экономики инициатива так же нелогична и неуклюжа. Ее главная цель — поддержать бюджеты регионов, а точнее, трех городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), где сборы планируется ввести в первую очередь. Но даже бюджет Москвы получит от 3 до 15 миллиардов рублей (при идеальном администрировании) в год. Это микропроблема, которая решается чисто бухгалтерски: поджать какую-нибудь госпрограмму и увеличить на эту сумму федеральный трансферт Москве. Вместо этого предлагается введение сборов, которые как экономический механизм даже хуже налога с продаж — а именно отказом от его возвращения и мотивируется законодательная инициатива. Чем хуже? Налог с продаж берется с экономически активных операций, то есть он соразмерен деловой активности. То есть если бизнес идет ни шатко ни валко, то и налог он платит меньше, чем в тучные времена.

Сбор же за право ведения экономической деятельности нужно платить, даже если у тебя нулевые продажи. А то придут к тебе вежливые люди, причем не из налоговой даже, а из Следственного комитета, которому недавно дали право возбуждать «налоговые» дела.

Эту «родовую травму» не исправят и предлагаемые поправки, сами по себе разумные: ограничить количество «поборооблагаемых» видов деятельности с двадцати двух до четырех, урезать ставки и отобрать у регионов право повышать их в десять раз. От инициативы проще отказаться, чем разруливать ее неприятные последствия. Посмотрим, что будет в понедельник на Охотном Ряду.

Алексей Полухин

Источник: novayagazeta.ru