«Псаки, привет!» – заявляет улыбчивый мужик с баяном и рвет меха. «От Камчатки до Одессы у Москвы есть интересы. От Донецка до Кремля – это Родина моя», – затягивает Петр Матреничев. «Русь святая неделима, необъятная страна Богом свыше нам дана», – поддерживает его Вика Цыганова. «Свое назад вернем!» – голосят оба исполнителя вместе. В перерывах между геополитическими заявлениями под прямую диско-бочку звучит прилипчивый четырехаккордовый мотив в духе лучших хитов Олега Газманова – «Это Родина моя, и делить ее нельзя». Послушал песенку, и единый учебник истории с географией не нужен – все и так понятно: Крым наш, Донецк тоже наш и Одесса, «знают Штаты, знают НАТО». Таких урапатриотических песен на ТВ и в интернете появляется все больше, и это легко объяснить. Краткий курс политинформации за три минуты лучше и эффективнее многостраничных трудов самопровозглашенных философов известного холдинга и святых танков с атомным православием Александра Проханова.
Творения Петра Матреничева пока на поле новых патриотических хитов заметнее всего. Простые, но запоминающиеся мелодии, баян, тексты о насущном. Не понимает, например, человек, что за санкции Запад придумал, чем мы ему ответили, а Петр в доступной форме объясняет: «Как же нас достали эти НАТО и ЕС, пусть себе засунут свой технический прогресс!» Продуктов стало меньше? И на это у смекалистого баяниста есть ответ: «Не хотим из пластика говядину и кур и катастрофических хотдоговых фигур!» Запад, конечно, «загнивает» и «сыр из плесени жует», а у нас «помидоры, огурцы, бабушкин компот». Чтобы донести до слушателя сложную экономическую проблематику, баянист выражается проще некуда: «скажем дружно – ни… чего от вас не нужно», «катить баллон», «мы эмбарго наложили вам сполна». Америке певец прямо говорит: «с вашей демократией оставайтесь сами-ка».
Послушал пару песен, запомнил несколько куплетов – и можно смело вести вечернюю программу новостей, а то и обзор. Соответствующая песня у Матреничева тоже есть: «Наш газ в Европе ждут, и тупит снова Псаки, и НАТО хочет драки, ядерный наш щит Европу всю накроет и НАТО успокоит» – почти ядерный пепел, киселевский размах. Кстати, это творение Матреничева, кажется, дает понять, как пропагандистам с ТВ удается делать свои сюжеты: «Накачу стакан, а может, даже пару», – поет баянист.
Клипы тоже претендуют на идеологичность, если в песнях говорится о внешней политике, то видеоряд – это политика внутренняя. Кухня, на ней возится жена, накрывает на стол, рядом бегают детишки. Берег речушки, друзья, рыбалка, водка и закуска. Вот и вся внутренняя политика – надо ли знать больше?
На ютьюбе эти творения смотрят очень даже неплохо: с привычной картинкой в телевизоре они согласуются, с домашним бытом – тоже. Можно сказать, традиционные ценности: стол полная чаша, домовитая супруга, веселые гости, «мы ребята добрые, в гости всех зовем» – в какой-то степени честно. Музыкальные традиции также просматриваются, и они близки многим, это группа «Сектор Газа», вернее, ее частушки: «мимо тещиного дома я без шуток не хожу». Но для обывателя «Сектор» – дело слишком неприличное, а то и оппозиционное, а в меру пошлый и патриотический баянист – в самый раз.
Кстати, Петр Матреничев не единственный исполнитель, который переделал колхозный панк на патриотический лад. В сети гуляет песня под названием «Новоросская», она, кстати, ближе по музыке и общему настрою к «Сектору Газа» – и крепким словом, и общим настроем: и «укропов» ее герои крошат, и «бендеру». «Батька Путин, мы с тобой до победы, скоро кончатся все наши беды», – подтягивает безымянный автор. Без упреков в адрес «пятой колонны» патриотический хит – не хит, и в «Новоросской» они есть: «Макаревичу скажу: ты мразота, слушать песни мне твои неохота» (далее идет не совсем приличный текст).
Это все песни скорее мужские. Но есть и женский вариант: «Все ребята высший класс – защищают храбро нас и девчонкам краматорским теребят сердца, и скажу вам, не тая, влюблена я в Бабая, как увижу его – млею, мамочка моя!» – откровенничает Елена Красуля. Бабай песней тоже проникся, на одном из праздников в Краматорске он даже сплясал с автоматом под этот хит – времена были допотопные, еще до его «дезертирства» (по словам Игоря Стрелкова), но они были.
Кого-то, конечно, такая версия патриотической песни не устроит – что за шутки и прибаутки, где же русский мир (не считать же русским миром рыбалку с водкой), священная война, Новороссия не рядом с матом, а с хоругвями? Такие песни тоже есть. У Олега Газманова, например, переходный вариант – и танцевальный ритм, и торжественные проигрыши, текст простой, но уже без стаканов и баянов: «чем выше давление, тем крепче бетон», «победы пламя, России знамя». Для митинга в мороз в самый раз.
Гимны народных республик – другое дело, для них даже конкурс проводили. Песню в исполнении Вики Цыгановой слушали и одобрили Игорь Стрелков и Олег Царев – видные деятели Новороссии. Величавый мотив, композитор, сотрудничавший с Gypsy Kings, хор, оркестр. Слова под стать: «Непобедима, духом сильна, Богом хранима Новороссия!» Как мантра повторяется припев: «Встань пред миром, Родина триедина, здесь твоя слава, Новороссия». Если не задавать лишних вопросов, где это «здесь», почему и в каких лицах родина «триедина», а задумчиво качать головой, все очень хорошо и запомнить легко. Победил в конкурсе, правда, другой гимн, в исполнении Иосифа Кобзона, смысла в нем, пожалуй, не больше: «будет наша с тобою земля, а земля-то одна навсегда», «храним как высокий завет и великий России простор, и родной Донбасса рассвет», «мы с тобою, Москва, мы с тобою, Донбасс».
Рэпер Глеб Корнилов вполне мог бы выступить на заседании Географического общества или Изборского клуба: «Мы разрушили девять империй, а теперь в твои шахты, Донбасс, бросим кости десятого зверя». Внушительно – и публика тоже найдется, рэпа с историческими аллюзиями на новороссийские темы в принципе немало, – например, ополченцев ДНР сравнивают со спартанцами царя Леонида.
Разноголосица, как ни странно, складывается в один общий хор, рассказывающий об идеальном мире, на представлениях о котором ТВ-пропаганда с успехом и играет. Западные задумки – от сыра с плесенью до демократии – нам совсем не нужны, был бы бабушкин компот, стол – полная чаша, добрый государь да казачки по улицам ходили, дышали бы меха баяна, водилась бы в речке рыбка. Враг тоже должен быть, Обама ли, укроп ли – не важно, жизнь без борьбы скучна и напрасна, желательно, конечно, чтобы простых застольцев это противостояние не касалось. Так, где-то англичанка гадит, а Путин ей в ответ накладывает сполна. Если поют о войне, то это настоящее в прошлом, вроде оно и рядом, а вроде и далеко – это подчеркивают и мотивы казачьих песен, и пространные исторические аллюзии в рэпе. Либо это и не война вовсе – ополченцы крошат укропов, вот в общем-то и вся суть времени.
До окончательного ухода в массы новой патриотической песне остался один шаг – ее допуск на телевидение, и он уже наполовину сделан. Петра Матреничева зовут на ток-шоу о санкциях, задорную песенку про «делить ее нельзя» используют в качестве подложки к анонсу фильма про Отечественную войну на «Пятом канале». Пойдет хорошо – остальные звезды и композиторы подтянутся, дело выгодное, а песни, говорящие при всей фальши и клишированности на языке чувств, все равно будут ближе людям, чем натянутые построения пропагандистов. Поправки, правда, может внести тот же курс доллара-евро, подорожавшие продукты. Появятся другие песни, ничуть не лучшие по художественному достоинству (достаточно вспомнить современные хиты Болотной и Сахарова), но более точно отражающие новые настроения.
Андрей Перцев
Источник: slon.ru