Насилие и закон

В Петербурге прошла акция против домашнего насилия. Активисты потребовали принять специальный закон, который помог бы в решении проблемы. В настоящий момент такой документ готовит сенатор Антон Беляков. В нем, частности, будут описаны такие разновидности «насилия», как экономическое и психологическое давление. Противники законопроекта называют его «ювенальной юстицией для взрослых».

25 ноября в Петербурге на Малой Садовой улице прошла акция, приуроченная к Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Активистки и активисты собирали подписи под обращением к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с требованием принять Конвенцию Совета Европы о противодействии насилию над женщинами и насилию в семье. Документ подтолкнул бы правительство страны к принятию специального закона о семейном насилии.

«Заботой государства должно быть не укрепление семьи, а безопасность тех, кто подвергается жесткому обращению без права на защиту и поддержку», — уверены организаторы.

В настоящий момент над законом о домашнем насилии работает сенатор от Владимирской области Антон Беляков. При этом он планирует опереться на международный опыт. В частности, понятие «домашнее насилие» будет включать «психологическое и экономическое давление», а также «эмоциональные оскорбления». Также планируется создать систему правовой защиты пострадавших. Данная попытка принять подобный законопроект – далеко не первая, однако все прежние с треском провалились.

«В законе должно присутствовать само понятие «домашнее насилие» или «партнерское насилие», которое учитывает наличие близких эмоциональных связей между тем, кто совершает насилие, и тем, кто ему подвергся. Обычно конфликт происходит среди членов одной семьи, насильственные действия повторяются в течение продолжительного времени, носят циклический характер. Из этой ситуации очень сложно выйти», — говорит представитель Кризисного центра для женщин ИНГО Анастасия Ходырева.

По ее мнению, важным пунктом нового законопроекта должен быть «охранный ордер» на имя агрессора – ему необходимо запретить приближаться к пострадавшей, связываться с ней через третьих лиц, посещать место их совместного проживания. Пострадавшим должны быть предоставлены специальные убежища. При этом следует предусмотреть систему реабилитации для самих агрессоров – психологическая поддержка, коррекционные программы.

За год в Кризисный центр, по словам Анастасии Ходыревой, обратились более 3 тысяч человек, половина обращений касались различных видов насилия. Так что получается, что для Петербурга проблема характерна ничуть не в меньшей степени, чем для какой-нибудь далекой от цивилизации провинции.

Впрочем, у законопроекта есть и немало принципиальных противников. Возможно, именно поэтому он так тяжело проходит различные властные инстанции. Так, руководитель петербургского отделения «Народного собора» Анатолий Артюх уверен, что обычного уголовного законодательства для защиты как женщин, так и мужчин (которые, по его словам, тоже страдают от семейного насилия со стороны противоположного пола) вполне достаточно. Наказание уже и так предусмотрено за побои и различные виды телесных повреждений.

«Это та же самая ювенальная юстиция, только для взрослых. Речь идет о грубом вмешательстве в семью. Главная цель – разрушение семьи в России. Когда кто-то мне говорит о проблеме домашнего насилия, я сразу понимаю, кто за ним стоит», — заявил Анатолий Артюх.

Отметим, что российские споры о законе проходят на фоне очередного резонансного случая применения аналогичного американского законодательства в отношении нашего соотечественника. Одного из лидеров клуба НХЛ «Лос-Анджелес Кингс» Вячеслава Войнова обвинили в избиении собственной «герлфренд» Марты. Лига моментально отстранила игрока от выступлений. Около суток он провел под стражей, после чего игрока выпустили под залог в 50 тысяч долларов.

Как водится в таких случаях, полицию вызвали соседи, услышав крики. Сам хоккеист доставил подругу в больницу с рассеченной бровью. Именно там его отыскали сотрудники правопорядка. Спортсмен утверждает, что произошло недоразумение – девушка просто упала. Сама Марта также не имеет к своему молодому человеку претензий, продолжает с ним жить и отказалась от того самого «охранного ордера». Но это не помешало местному прокурору предъявить россиянину обвинение – в декабре его ждет суд.

 

Олег Саломатин

Источник: baltinfo.ru