Китайский фальстарт Госдепа?

Вероятность того, что Америка приняла принципиальное решение «валить» Китай, достаточно высока

События в Гонконге (или специальном административном районе Сянган, как его называют сами китайцы) еще совсем недавно привлекали самое пристальное внимание экспертов и широкой общественности.

На днях из Поднебесной пришли новые известия: баррикады в Гонконге разбираются, есть арестованные, полиция занялась наведением порядка. Но протестующие остаются на улицах, ничего еще не закончено.

Так с чем мы имеем дело? Это начало очередной цветной революции в самой мощной и густонаселенной державе мира? Спонтанное недовольство недавних подданных британской короны? Начало нового кризиса или мимолетное протестное движение, которое скоро само пойдет на убыль?

1

В спонтанность «революции зонтиков» не верит ни один вменяемый человек. И именно из этого будем исходить и мы, пытаясь систематизировать и проанализировать наиболее адекватные версии происходившего.

Самая наивная версия, которую тиражировали некоторые СМИ, – британские спецслужбы мстят Пекину за якобы имевшие место притеснения английских компаний в Гонконге. Точнее, даже не за притеснения, а за лишение их льгот и привилегий, которые англичане имели там раньше.

Целью этих волнений, разумеется, в таком случае нужно считать возврат отмененных преференций для английского бизнеса.

Чтобы обсуждать это всерьез, мы должны поверить в полную и безоговорочную некомпетентность британских спецслужб, а также отсутствие у них стратегических интересов, а также отсутствие обязательств перед своим основным политическим партнером. Кроме того, само предположение, что это была работа исключительно МИ-6, выглядит очень сомнительно, при всем немалом уважении к этой спецслужбе.

И дело даже не в том, что англичанам нечего терять в Гонконге – разумеется, есть. Но тут важно другое – подготовка гражданских волнений вообще дело сложное, а уж в Китае, который в плане противодействия им вполне можно причислить к «тоталитарным» государствам, и подавно.

То есть тот бесценный ресурс, который был, как мы смогли убедиться, у англичан, они должны были разом разменять на жалкие льготы для бизнеса. А ведь это, напомню, Китай – один из основных геополитических противников западного блока. И судьба дальнейших взаимоотношений объединенного Запада и Китая отнюдь не ясна; уже в обозримом будущем их противостояние может стать из гипотетического вполне реальным и «горячим».

Сейчас же мы видим очень сложную, многоуровневую работу, которая превосходит дворцовый переворот примерно так же, как оперная постановка превосходит номер школьной самодеятельности.

Сомнительной выглядит и версия о том, что американцы якобы «испытывали» англичан, их наработки и опыт перед более решительными действиями.

Во-первых, это столь же расточительно; во-вторых, сотрудничество американских и английских спецслужб проверено уже несколькими десятилетиями совместной работы, в том числе против такого противника, как КГБ; в-третьих, даже на относительно новом направлении «цветных революций» уже были такие вехи, как Египет, где позиции англичан традиционно очень сильны и где возможностей для проверки слаженности было более чем достаточно.

2

Несколько более обоснованной выглядит версия о том, что время «цветных революций» уходит, их потенциальные жертвы уже накопили достаточно знаний об их механизмах и в случае необходимости смогут подавить гражданские волнения в своей стране до того, как они нанесут ей какой-то серьезный ущерб.

Вероятно, отчасти это верно, что и показал опыт гонконгских событий. Китайские власти отнюдь не сидели сложа руки, активно используя различные механизмы противодействия. В частности, подавлялась связь между наиболее активными участниками протестов, пресекалось любое снабжение протестующих, активно использовался административный ресурс вузов (вплоть до угрозы отчисления, что для Гонконга и Китая вообще равноценно потере и больших денег, и будущего).

Однако даже в условиях такого активного и целенаправленного противодействия результаты впечатляют, если учесть, что для подобных протестов в относительно процветающем Гонконге не было вообще никаких экономических предпосылок. И говорить о том, что цветные революции можно списать, все-таки рано – в конце концов, этот инструмент прекрасно зарекомендовал себя уже в нескольких странах, в том числе таких важных, как Египет и Украина, и добровольно от него отказываться просто нерационально.

3

Следующая версия, которая активно обсуждалась в СМИ: США с помощью событий в Гонконге давят на Китай, заставляя его пересмотреть свою позицию в отношении России и даже поддержать американские и европейские санкции против неё.

Безусловно, эта версия уже несколько более жизнеспособна. Взаимоотношения западного блока и России достигли столь низкого градуса, что даже во времена холодной войны между США и СССР риторика иногда была менее резкой и острой.

Однако очевидно и то, что Америка не смогла найти полной поддержки у международного сообщества, ее санкции «секторальны» не только в смысле затронутых отраслей экономики, но и в более важном географическом смысле. Десятки стран, отношения с которыми очень важны для российской экономики и ее перспектив, санкции США и их союзников просто проигнорировали.

Но даже в этом ряду Китай стоит особняком: он и самый крупный из оставшихся партнеров России, и самый промышленно развитый, и граничит с РФ напрямую, что исключает необходимость в каком-либо посредничестве между Китаем и Россией. То есть тандем Россия – Китай, равно как и любую составляющую этого тандема, невозможно изолировать, не поставив под угрозу уже всю мировую экономику.

Попытки же сделать это без Китая приведут лишь к тому, что он, воспользовавшись выгодами своего положения, начнет снимать «сливки» на торговле России со всем остальным миром. Что, разумеется, не исключает итогового ослабления РФ, но ценой еще большего подъема Китая, а также, вероятно, облегчения его доступа к технологиям военного назначения, которые Вашингтон у китайцев наверняка видеть бы не захотел.

Получается, что США и их союзникам есть смысл поставить на карту даже такой важный ресурс, как с трудом выпестованная китайская «пятая колонна», если в итоге удастся добиться значительно более серьезной изоляции России.

Но для того чтобы однозначно принять эту версию, мы должны поверить в то, что США считают РФ более опасным противником, чем Китай. Что, согласитесь, несколько самонадеянно. Политический вес России довольно высок, да и влияние у нее, хотя бы возле собственных границ, весьма значительное.

И, тем не менее, ни сейчас, ни в перспективе мы не можем считать Китай менее опасным противником для США, чем Россия. И поэтому рассуждения о том, что укрепляющееся влияние Москвы настолько пугает США, что они готовы добиваться ее ослабления путем дальнейшего стремительного усиления Пекина, выглядят несколько натянутыми.

Запад не безгрешен, а значит, и не бессмертен. И потеряв годы, Вашингтон может однажды столкнуться с тем, что уже Пекин спонсирует «черные» протесты в США, выделяет гранты американским «диссидентам», подкармливает «правительство независимого Техаса в изгнании» и, между делом, устраивает цветные революции в Канаде и Мексике.

4

Последняя версия, которую стоит озвучить: события в Сянгане есть не что иное, как начало длительной и упорной борьбы США уже на расчленение самого Китая. И это, несмотря на кажущуюся дерзость, действительно самая вероятная версия.

Прежде чем обсуждать методы американцев в данном конкретном случае, давайте посмотрим на резоны США.

Длительное время Китай, при всех бурных темпах его роста, не был серьезным соперником США в мире, да и его региональное влияние было весьма условным. Китай начинал со слишком уж «низкого старта» – на момент начала китайских реформ эта страна была чудовищно отсталой почти по всем критически важным экономическим и социальным показателям.

Вероятно, еще пятнадцать лет назад, на заре нового тысячелетия, мало кто мог предполагать, что еще при жизни нашего поколения Китай вырвется на лидирующее место в мире по некоторым экономическим параметрам и станет уже не потенциальным, а реальным конкурентом США сначала в АТР, а затем и во всем мире.

Однако, как мы можем убедиться, на данный момент дело обстоит именно так, и только осторожная политика китайских властей пока уберегает американцев от больших геополитических сложностей в окрестностях Поднебесной.

То есть стремительный экономический взлет Пекина был настолько грандиозным, что его, извиняюсь, просто «проспали» эксперты и аналитики. Тем более что очень долго Китай имел ахиллесову пяту, которая позволяла легко контролировать его поведение – экспорт.

Да, экономика Китая все это время была так сильно завязана на экспорт, что в случае обострения отношений с основными импортерами китайской продукции экономическое чудо Китая могло просто моментально сойти на нет. А основными импортерами как раз и были США, Евросоюз, Япония – страны, которые однозначно выступят единым блоком в случае любых попыток Китая конвертировать свою экономическую мощь в небольшие географические или даже политические приобретения. То есть Китай зависел от своих торговых партнеров даже сильнее, чем они от него.

Кроме того, Пекин начал играть в опасную для американцев игру – переводить часть внешнеторгового оборота в юань, заменяя им американский доллар. Очевидно, что товарное наполнение юаня сейчас уже выше, чем у доллара, и лидерство последнего объясняется только высокой инерцией финансовых институтов и определенной военно-политической составляющей, которая в цене и востребованности доллара играет все более значимую роль.

Сейчас уже довольно легко можно представить, как юань вытесняет из мирового оборота добрый триллион долларов в год за счет торговли Китая с Россией, Юго-Восточной Азией (кроме Японии), Ближним Востоком, Африкой и Латинской Америкой. А такой удар доллар может и не пережить, со всеми вытекающими из этого последствиями для экономики США.

Косвенным свидетельством этой версии являются появившиеся в последнее время сообщения о том, что крупные американские компании начали процесс перевода своих производств обратно в Америку. Правда, подается это обычно как взрыв патриотизма среди американских предпринимателей, как их забота об американских налогоплательщиках и тому подобная спонтанная благотворительно-патриотическая активность.

Но мы позволим себе усомниться в бескорыстном стремлении лучшей части человечества облагодетельствовать свою американскую родину, хотя бы просто потому, что это невыгодно.

То есть вероятность того, что Америка приняла принципиальное решение «валить» Китай, достаточно высока. И отчасти этому находятся уже некоторые подтверждения, вроде тех, о которых сказано выше, и тех, о которых будет упомянуто чуть ниже.

В таком случае логичным будет выглядеть именно такой сценарий – сначала атакуется Россия как более слабое звено тандема Россия – Китай. В случае успеха этой атаки, полного или частичного, Запад не только выбивает из игры одного из важнейших ее участников, но и успевает подготовиться к противостоянию с Китаем, в том числе вернув на свою территорию критически важные производства или организовав их более продвинутые аналоги.

5

Итак, давайте попробуем представить, как должны развиваться события вокруг Китая с точки зрения тех, кто их заказал и организовал.

Китай, где теперь активно раздаются голоса, призывающие США смириться со своим подчиненным статусом уже в обозримом будущем, стал основной целью масштабной спецоперации целого конгломерата западных спецслужб (как минимум американских и британских).

Однако Китай не одинок, и перед тем как приняться за него, желательно хотя бы «обездвижить» Россию. Поэтому первой целью становится именно РФ как страна с более слабой экономикой и более развитой сетью агентов влияния.

Против нее используются методы, уже сработавшие ранее против СССР – резкое обрушение цен на энергоносители, международные санкции, осложнение доступа к технологиям и финансам.

Предположительно, это должно сильно изменить настроения внутри страны в течение примерно трех-пяти лет, после чего станет возможным смена вектора развития России (а точнее, возврат того вектора, который был в девяностых). Либо целью будет расчленение России по условным границам нынешних «федеральных округов» и установление над этими территориальными образованиями протектората США или ООН (что, в принципе, одно и то же).

В результате реализации любого из этих сценариев Китай не только лишится важнейшего союзника, но и получит резкое осложнение ситуации на своих северных и западных границах. Америка получит возможность беспрепятственно перебрасывать через них диверсантов, оружие, деньги, координировать деятельность подполья, снабжать террористов развединформацией и любыми другими способами оказывать помощь антикитайским группировкам и течениям.

В то же время будет найден повод объявить Китай очередной «империей зла» и ввести против него санкции. С учетом того, какая судьба постигнет к тому времени Россию, желающих воспротивиться вводу санкций будет мало. И их результатом станет резкое падение уровня жизни в Китае, со всеми вытекающими отсюда последствиями для «руководящей и направляющей» роли КПК.

И вот тогда пригодятся и ветераны «революции зонтиков» в Гонконге, готовые ударить в спину Китаю, обливающемуся кровью в Синьцзяне и Тибете.

Разумеется, все это станет возможным только в том случае, если Россия свой бой проиграет. В противном случае возможен и более сложный, длительный и непредсказуемый вариант, при котором США удовольствуются проникновением в Центральную Азию, совершив цветную революцию в ключевой стране региона, Казахстане. И уже оттуда ЦРУ сможет осуществлять свои операции против «голой спины Китая», не забывая покалывать и «мягкое подбрюшье России».

Виктор Кузовков

Источник: km.ru