Когда и насколько подорожают телевизоры и холодильники

Ослабление рубля относительно доллара и евро не может не сказаться и на рынке бытовой электроники. По мнению представителей ведущих российских сетей по продаже электроники и бытовой техники, подорожание начнется после Нового года. «Лента.ру» попыталась разобраться, насколько и на какие именно товары вырастут цены.

«В целом подорожание коснется всей электроники, независимо от марки. В начале следующего года стоимость техники, в зависимости от категории, может вырасти на 5-15 процентов», — прогнозирует Антон Пантелеев, руководитель управления по связям с общественностью компании «М.Видео». По его словам, в некоторых категориях подорожание достигнет 40 процентов.

Меньше всего подорожают иностранные бренды, производство которых локализовано в России, процентов на пять.
Если говорить о габаритной бытовой технике, то сегодня в России в наибольшей степени локализовано производство стиральных машин Hotpoint-Ariston, Indesit, LG, Bosch, Siemens, BEKO и Candy, холодильников Hotpoint-Ariston, Indesit, LG, Bosch и Siemens, телевизоров LG, Samsung, Philips, Vestel, мониторов LG.

«Прогнозировать, как будут расти розничные цены, даже приблизительно, в нынешних условиях — занятие весьма неблагодарное, — полагает Алексей Сердюченко, вице-президент по закупкам компании «Эльдорадо». — Озвученные ранее оценки экспертов и коллег по рынку могут быть выброшены в корзину уже через пару недель, когда начнется так называемый высокий сезон. В январе 2015 года эти прогнозы могут вызвать смех или тихую грусть. Многие поставщики уже уведомили торговые сети о грядущем подорожании, так что можно сказать с достаточной определенностью: в этом году вырастет как минимум 80 процентов закупочных цен. Лично я не исключаю варианта, что озвученную оценку 20-процентного роста розничных цен на бытовую электронику признают самой мягкой и оптимистичной».


 Фото: Николай Цыганов / «Коммерсантъ»

Товары иностранных брендов, произведенные на территории России, будут расти в цене более плавно, чем импорт. Однако это не означает, что локализованные товары подорожают меньше. К середине 2015 года и те и другие товары — произведенные в нашей стране или ввезенные из-за рубежа — будут стоить примерно одинаково, считает представитель «Эльдорадо».

«Дело не только в том, что комплектующие поставляются из-за границы и тоже дорожают, — поясняет Алексей Сердюченко. — Даже если степень локализации производства максимальная, все равно растут цены на транспортные услуги, газ, электроэнергию, бензин и т.д».

По словам Антона Пантелеева, пока цены остаются на прежнем уровне, поскольку многие товары были закуплены заранее, по более низкому валютному курсу. Так что подорожание бытовой техники и электроники в торговых сетях значительно отстает от роста доллара и евро к рублю. В целом сохраняется общий тренд на снижение средней цены на электронику за счет усиления конкуренции, хотя есть и исключения.

«Производители не хотят повышать цены перед новогодними праздниками, когда люди активно покупают новую технику, — говорит Пантелеев. — В качестве примера можно привести кейс компании Lenovo, которая заявила о фиксации курса доллара к рублю».

В пресс-службе компании «Эльдорадо» сообщили, что компания готовится к повышению цен, создавая запасы по «старым» закупочным ценам на самые востребованные товарные категории. «Рост цен, возможно, значительно сгладится именно наличием товарных запасов, — считает Ирина Цеплинская, директор по связям с общественностью «Эльдорадо». — Вопрос только в том, хватит ли этого разумного запаса на лавинообразный спрос в декабре и январе, который может случиться, если курс рубля продолжит слабеть».

Кстати, в начале 2014 года бытовая техника с электроникой уже дорожали в среднем на пять процентов. Тогда рубль тоже падал, и многие иностранные поставщики подняли цены. Но это произошло почти незаметно для широкой публики на фоне традиционного в России подорожания всего подряд после новогодних праздников.


 Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ» И нашим и вашим

Который год российские покупатели и продавцы бытовой техники и электроники, что называется, живут душа в душу. Острая конкуренция на рынке заставляет торговые сети поддерживать высокий уровень сервиса, постоянно обновлять и расширять ассортимент товаров. Иностранцы говорят, что в России у покупателей куда более богатый выбор, чем в Европе.

В то же время потребительский бум последних лет обеспечивал стабильный рост продаж и доходов торговых сетей. Еще в 2010 году рынок бытовой техники и электроники не только восстановил показатели, рухнувшие в кризис 2008-2009 годов, но и превысил их. В этом году, несмотря на экономический спад в стране и нарастающее снижение покупательной способности населения, продажи все равно росли, пусть и невысокими темпами.

Например, продажи «М.Видео» за девять месяцев 2014 года увеличились на 3,5 процента в сравнении с аналогичным периодом 2013-го — до 125 миллиардов рублей. Стоит заметить, что в третьем квартале 2014 года, когда экономическая ситуация в России резко ухудшилась, продажи «М.Видео» все равно росли — на 1,7 процента по сравнению с аналогичным показателем третьего квартала 2013-го. В октябре и ноябре тоже наблюдается позитивная динамика, отмечает Антон Пантелеев.


 Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

В сети «Эльдорадо» по итогам трех кварталов 2014 года продажи выросли еще больше — на 6 процентов, выручка достигла 82,3 миллиарда рублей.

Покупателям остается надеяться, что конкуренция за их кошельки будет сдерживать рост цен, насколько это возможно. А конкуренция, и без того достаточно острая, несомненно, усилится. Ведущие игроки рынка намерены расширять свои сети.

Сеть «М.Видео» охватывает 153 города России и насчитывает 358 магазинов, в том числе 28 новых, открывшихся в этом году. «Эльдорадо» действует более чем в 200 городах, и по состоянию на 1 ноября 2014 года сеть включает в себя 369 магазинов, 65 пунктов интернет-магазина и 14 интернет-гипермаркетов.

«М.Видео» за 2014 год потратит на развитие сети около пяти миллиардов рублей. «Эльдорадо» объем вложений в расширение не раскрывает, но в пресс-службе сообщили, что в 2015 году их планируют увеличить в 2,5 раза по сравнению с 2014-м.

При этом и «Эльдорадо», и «М.Видео» не планируют экспансии за пределы России, предпочитая повышать плотность своего присутствия в российских регионах с наибольшей потребительской активностью. Особое внимание обе компании уделяют центральным регионам страны, Сибири и югу России. Так что им неизбежно придется работать локтями. «У нас еще наблюдается выраженный рост на северо-западе страны, но это именно наша особенность, рынок там чувствует себя хуже», — говорит Ирина Цеплинская.

Ветер перемен

Ухудшение экономической ситуации в стране диктует новые правила как продавцам, так и покупателям. Тем и другим предстоит жить с высокими ценами и куда менее доступными кредитами.

Просрочка по потребительским кредитам достигла угрожающей величины почти в десять процентов. То есть десятую часть выданных взаймы средств не возвращают. Всем подряд кредиты больше не раздают, значит покупателям, как встарь, придется откладывать деньги на дорогостоящие покупки.

Рынок экспресс-кредитования ожидает нулевой рост по сравнению с результатами 2013 года, считает Владислав Вербин, старший вице-президент по развитию кредитных банковских продуктов «Ренессанс Кредит».


 Фото: Сергей Киселев / «Коммерсантъ»

«Наш банк представлен почти во всех крупнейших сетях бытовой техники: «Эльдорадо», «М.Видео», «Медиа Маркт», «Техносила», ДНС», — говорит Александр Антоненко, директор департамента потребительского кредитования банка «Хоум Кредит». — Но хотя экспресс-кредитование служит одним из важнейших каналов привлечения клиентов, в текущей ситуации для нас в приоритете не объем, а качество кредитного портфеля и доходность бизнеса». По словам представителя «Хоум Кредита», за девять месяцев 2014 года выдача экспресс-кредитов сократилась на 13,6 процента. И по итогам года в банке не ждут существенного прироста выдачи, несмотря на активизацию кредитования в предновогодний период.

И рост цен, и сокращение объемов кредитования не лучшим образом скажутся на продажах бытовой техники и электроники. Кроме того, рост цен в торговых сетях неизбежно толкает покупателей к серым дилерам. Продажу контрафактной продукции легальные продавцы называют своей основной проблемой. Так что продавцам надо искать новые, более эффективные способы привлечения покупателей.

Чувствуется, что российским торговым сетям предстоит жестокая битва за клиента в онлайн-пространстве. Продажи в интернете растут бурно, и каждый игрок стремится захватить долю побольше, пока рынок еще не поделен.

Сейчас первое место по онлайн-обороту среди крупнейших российских продавцов бытовой техники и электроники занимает «Эльдорадо». Доля компании — девять процентов рынка, за январь-октябрь 2014 года компания продала в онлайне товаров более чем на 10 миллиардов рублей.

За девять месяцев 2014 года рост онлайн-продаж «М.Видео» — 76 процентов, «Эльдорадо» — 57,6 процента. При этом через интернет-магазин «Эльдорадо» осуществляет 15 процентов всех продаж, а «М.Видео» — восемь процентов.

В «Эльдорадо» рассчитывают, что в 2015 году рост интернет-продаж составит 15-20 процентов от показателя 2014 года. «М.Видео» ждет увеличения интернет-продаж с восьми до десяти процентов. Компания активно развивает стратегию интеграции традиционных продаж и в интернете, когда покупатель делает заказ в интернете, а потом забирает товар в магазине.

Кстати, нелегкие времена могут снова сблизить «Эльдорадо» и «М.Видео», чьи владельцы уже дважды вели переговоры о том, чтобы объединиться в одну сеть. Прошлым летом компания «М.Видео» почти купила «Эльдорадо», но сделка сорвалась после выдвинутого Федеральной антимонопольной службой (ФАС) условия закрыть немалое число магазинов «Эльдорадо».

Но в нынешней ситуации от объединения выиграли бы обе стороны, считает Максим Новицкий, генеральный директор бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест». Новая сеть значительно оторвалась бы от своих конкурентов. Объединившись, игрок номер один и игрок номер два ушли бы далеко вперед по объемам и по позиционированию себя на рынке.

Во-первых, во многом сократились бы расходы на маркетинговую войну, перечисляет эксперт. Во-вторых, появилась бы возможность снизить количество магазинов, так как сейчас в большинстве случаев «Эльдорадо» и «М.Видео» расположены рядом друг с другом. В-третьих, с расширением сети выросли бы скидки поставщиков, поскольку чем больше объем заказа, тем больше скидка. Также возникла бы возможность сэкономить на логистике, если сократить количество распределительных центров.

Однако пока обе компании заявили «Ленте.ру», что в данный момент возможность объединения не рассматривается.

Ольга Сенаторова

Источник: lenta.ru