Автоспорт |
Антон Костин
Фото:
Red Bull | команды-участницы
«Увлекался бы спортивными тотализаторами — поставил бы перед стартом на него». Такими словами прокомментировал итоги испанского этапа чемпионата мира Себастьен Ожье, уступивший своему тезке на финише ралли всего 2,9 секунды.
Третьего в этом году возвращения Себастьена Лёба за руль Ситроена C3 WRC ждали с особым интересом. И как было не ждать? Ведь именно Себ удерживал абсолютный рекорд по числу побед в Каталонии: с 2005 по 2012 годы он поднимался здесь на высшую ступень пьедестала восемь раз подряд! Под стать чемпиону был и автомобиль: год назад на дорогах в окрестностях Салоу Крис Мик выиграл именно на C3 WRC. Да и сам Лёб двумя предыдущими стартами — в Мексике и на Корсике — доказал, что не растерял былой скорости. Ну а главный повод отметиться высоким результатом подал штурман легендарного раллиста Даниэль Элена, справивший в пятницу свое 46-летие. В подарок на день рождения монегаск попросил победу на спецучастке. Себастьен немного запоздал с подарком, но мелочиться не стал — и осчастливил друга 79-й совместной победой на этапах WRC!
В отличие от титулованного партнера по команде, Крейг Брин отметился рядом ошибок и дважды оставался без заднего антикрыла, что на скоростной трассе привело к огромным потерям времени. Ирландец завершил гонку только девятым
Конечно же, именно Лёб украл все внимание публики, моментально забывшей о борьбе Ожье, Тьерри Невилля и Отта Тянака за чемпионство. Все следили за тем, что делает девятикратный чемпион мира. И посмотреть было на что: сперва эльзасец едва не опрокинул свой «цэ-третий» на тестовом участке (стартовавшему за ним Тьерри Невиллю этот маневр удался в полной мере, из-за чего бельгиец досрочно завершил шейкдаун), а спустя несколько часов «наградил» себя 16-секундным отставанием от лидера на зрительском спецучастке в Барселоне, где заглушил двигатель.
За последние пару этапов Яри-Матти Латвала заметно прибавил в скорости, но сохранил фирменное невезение: проколы в пятницу и воскресенье не позволили финну прервать беспобедную серию, которая длится с февраля 2017-го
Не заладилось дело и в пятницу: первый протяженный день ралли Испания, проходивший по гравийным спецучасткам, Себастьен провел в попытках приноровиться к машине, никак не желавшей вести себя так, как угодно чемпиону. Не особо помогла в этом деле даже выгодная стартовая позиция в хвосте канала WRC. Да, к концу утренней секции Лёб поднялся на шестую позицию, однако его отставание от лидера — в тот момент это бремя нес на себе Отт Тянак — составляло уже полминуты. «Этого нам точно не догнать», — трезво оценил ситуацию опытный француз, после чего отправился на дневной сервис, подправил настройки дифференциалов и разменял еще две позиции. После мучений с машиной на гравии Лёбу оставалось надеяться на асфальтовую часть гонки, намеченную на субботу и воскресенье.
В Испании Элфин Эванс во второй раз за сезон поднялся на подиум
Суббота встретила участников проливным дождем — и тут Себ сразу потерял позицию, пропустив на СУ9 Яри-Матти Латвалу: финн как раз прорывался в группу лидеров после прокола в пятницу. Правда, уже на следующем допе Лёб обнаружил себя не только на четвертом месте, но и в шаге от лидерства! Именно здесь уверенно возглавлявший протокол абсолюта Отт Тянак пробил колесо и откатился на девятое место, поставив крест на мечтах о победе. Гонку возглавил Дани Сордо, однако испанец задержался в этой роли всего на один спецучасток, не устояв под натиском Латвалы. За два допа до финиша субботы Лёб опередил Элфина Эванса и поднялся на третье место, а вскоре очутился позади Ожье: несмотря на ошибку с выбором шин, пилот команды M-Sport сумел разменять сразу три позиции, завершив день на втором месте — в 4,7 секунды отставания от Латвалы и с преимуществом в 3,3 секунды над Лёбом.
Отт Тянак был близок к пятой победе на этапах WRC в этом сезоне, но упустил ее из-за пробитого колеса
В финальный день соперники наконец-то увидели Лёба-тактика — того самого, что с десяток лет назад вместе со своей командой не переставал удивлять конкурентов выверенными и просчитанными до мелочей решениями. К утру воскресенья трасса немного подсохла от дождя, однако всё еще оставалась влажной. Пилоты, повинуясь рекомендациям команд (и прогнозам метеорологов, обещавших дождь), выбрали на утреннюю секцию мягкий состав покрышек. А вот Себастьен-старший поставил жесткие шины — как если бы трасса была полностью сухой.
Андреас Миккельсен провел очередную невыразительную гонку, не в силах управиться с поведением собственного автомобиля ни на гравии, ни на асфальте
«Сухими были только первые два километра, — признается чуть позже Патрик Маго, бессменный разведчик Лёба на асфальтовых этапах. — И я знал, что Себу хватит этой дистанции, чтобы как следует прогреть шины. Проделать такое могут немногие, но он точно может!»
Результат не заставил себя ждать: на первом спецучастке дня Лёб возглавил гонку, опередив и Ожье, и Латвалу, а доп спустя довел преимущество до семи секунд. На сервисе соперники последовали примеру многократного чемпиона и «переобулись» в жесткие шины, однако момент был упущен — нагнать Лёба уже было невозможно! В попытке вернуть утраченное лидерство Латвала зацепил ограждение и пробил колесо, провалившись на шестое место, а Себастьену Ожье до желанной победы не хватило тех самых 2,9 секунды: не помог даже разворот Лёба на СУ17. В итоге 44-летний эльзасец вновь одержал победу на этапе WRC — первую после ралли Аргентина 2013!
Над дуэтом Лёб/Элена время словно не властно: и на пятом десятке звездный экипаж продолжает выигрывать в WRC!
События в концовке ралли серьезно изменили расстановку сил в личном зачете чемпионата мира. Перед стартом гонки было много разговоров о возможности применения тактических ухищрений в борьбе Ожье и Невилля, ни один из которых не хотел бы стартовать с первой позиции в финале сезона в Австралии. Рассуждая о тактике перед стартом, оба пилота сошлись во мнении, что добровольная сдача очков оппоненту еще никогда не была хорошей стратегией, и, судя по всему, предпочли не хитрить. Все решил заключительный спецучасток: Ожье не сумел нагнать Лёба и вырвать у того победу, а Невилль пробил колесо и не только не сумел заработать бонусных очков на Power Stage, но и потерял бронзу, финишировав четвертым. В результате на третьем месте очутился второй пилот M-Sport Элфин Эванс, невольно оказавший медвежью услугу своему партнеру по команде: именно из-под его колес на дорогу вылетел камень, о который повредил колесный диск Тьерри.
Спустя пять месяцев Себастьен Ожье вернул себе лидерство в чемпионате, но сделал он это совершенно некстати: в Австралии французу придется чистить трассу перед соперниками
Пятый результат по итогам ралли достался любимцу местной публики Дани Сордо, а вот шестым на финише оказался Отт Тянак. Произошло это после того, как Яри-Матти Латвала, утратив после очередного прокола возможность выиграть гонку, пропустил эстонца (и заодно Эсапекку Лаппи) вперед, чтобы сохранить лидеру команды шансы на титул.
Небольшой камень на дороге лишил Тьерри Невилля лидерства в серии
Испанская гонка стала уникальным случаем, когда на одном этапе собрались обладатели сразу 15 титулов чемпионата мира по ралли: компанию Лёбу и Ожье спустя шесть лет «отпуска» составил Петтер Сольберг. Правда, в отличие от французов, норвежец приехал в Каталонию для того, чтобы обеспечить достойный дебют новейшего раллийного автомобиля от команды Volkswagen Motorsport — хэтчбека Polo GTI R5 — и бороться непосредственно с лидерами абсолюта не мог. Начало гонки для новинки выдалось впечатляющим: Петтер и Эрик Камилли стали быстрейшими на шейкдауне и СУ1, где последний возглавил гонку. Француз уверенно продержался на первой позиции в гравийной части ралли, а вот с выходом на асфальт выяснилось, что команда «не попала» в настройки: на первом же состоявшемся спецучастке субботы Камилли потерял время и позицию лидера, а вскоре и вовсе сошел из-за отказа коробки передач.
Вместе с Лёбом и Сольбергом «тряхнул стариной» в Испании и Кен Блок, вернувшийся в чемпионат мира впервые с 2014 года. Дебют американца за рулем Фиесты WRC нового поколения завершился аварией на заключительном допе пятницы
Лидерство в гонке перехватил 18-летний Калле Рованпера на Шкоде, который удержал первую позицию до самого финиша. Вторым завершил гонку чех Ян Копецки, прибывший в Испанию уже в ранге чемпиона WRC 2 — команда Skoda Motorsport решила не ехать в Австралию, тем самым закрыв вопрос о победителе и оставив своего второго пилота Понтуса Тидеманда с серебром. Ну а на третьем месте, обеспечив новому Polo GTI R5 первый подиум, оказался Петтер Сольберг, отставший от Рованперы на полторы минуты. Выйдя на старт в Испании после многолетнего перерыва, чемпион мира 2003 года предпочел отдать роль «атакующего» пилота Камилли, а сам сосредоточился на том, чтобы довести машину до финиша и опередить своего старшего брата Хеннинга. С обеими задачами Петтер справился блестяще — и даже как-то жаль, что для него старт с Фольксвагеном стал лишь разовой акцией.
Шесть лет, которые Петтер Сольберг провел вне этапов WRC, все же дали о себе знать: в Испании норвежец уступил заводским пилотам Шкоды
Менее чем через две недели участники серии отправятся на заключительный этап — ралли Австралия. Именно там мы наконец-то узнаем имя нового чемпиона мира, и предугадать исход сражения за титул не представляется возможным. Сейчас Ожье возглавляет личный зачет, опережая Невилля на три очка, однако в силу этого будет чистить дорогу, что практически исключает его из числа претендентов на победу в гонке — если только трасса не будет мокрой. В команде M-Sport стараются подготовить к финальному этапу модифицированный двигатель для Фиесты WRC, однако Себ, памятуя о проблемах с надежностью на тестах, уже успел заявить, что предпочел бы отстаивать титул с прежней, «маломощной» версией мотора. Не стоит забывать и об Отте Тянаке, даже если его отставание от лидера составляет уже 23 очка. Эстонец вполне мог одержать победу на двух последних этапах, в Австралии снова будет стартовать с излюбленной третьей позиции, а в руках у него по-прежнему будет весомое преимущество над соперниками под именем Toyota Yaris WRC.
RallyRACC Catalunya — Costa Daurada
Чемпионат мира, 12-й этап
Салоу (Испания), 25-28 октября
Общая длина трассы — 1495,73 км, состоялись 17 СУ — 317,46 км
Стартовало 70 экипажей, классифицировано 53
Абсолютный зачет: