О политическом кризисе в Грузии

Со времени прихода к власти в октябре 2012 года политический блок «Грузинская мечта» ещё не сталкивался с серьёзным внутренним кризисом, хотя критическая масса взаимного недовольства и недоверия друг к другу в грузинских правящих кругах постепенно накапливалась.

…Кризис разразился в начале ноября. Прокуратура возбудила уголовные дела против группы лиц из руководства Министерства обороны Грузии. Министр обороны, лидер входящей в блок «Грузинская мечта» партии «Наша Грузия — Свободные демократы» Ираклий Аласания назвал обвинения в адрес его подчинённых необоснованными и политически мотивированными. 4 ноября премьер-министр Ираклий Гарибашвили отправил Ираклия Аласанию в отставку.

Вслед за этим вынуждены были сложить свои полномочия министр иностранных дел и глава ведомства по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, оба — представители партии «Наша Грузия — Свободные демократы», основателем которой является Ираклий Аласания. Затем свободные демократы покинули ряды правящей коалиции, чем поставили большинство «Грузинской мечты» в парламенте под вопрос.

Любой политический кризис в Грузии всегда персонифицирован. О персональном конфликте между Гарибашвили и Аласанией грузинские эксперты говорили ещё в начале передачи бывшим премьером Бидзиной Иванишвили своих полномочий Ираклию Гарибашвили, хотя западные партнёры и намекали, что у Аласании больше оснований занять премьерский пост. Возможно, уже тогда тандем Иванишвили — Гарибашвили решил, что пребыванию Аласании в структуре власти необходимо положить конец. При этом, по последним соцопросам, отставной министр обороны опережает в рейтинге и Гарибашвили, и Иванишвили с существенным отрывом.

Из Госдепартамента США, где Грузию из виду не теряют, уже поступило предостережение: в Тбилиси и помышлять не должны о том, чтобы свернуть с пути евроатлантической интеграции. С подачи Аласании сейчас циркулирует версия, согласно которой за атакой на его партию стоят силы, которые хотят помешать движению Грузии в евроатлантическое будущее. О том, что евроатлантический выбор Грузии может быть поставлен под угрозу, заговорили и в Вашингтоне.

Достоверно известно одно: отстранённый министр обороны Грузии имел доверительные связи с администрацией США. Предоставление грузинам на последнем саммите НАТО в Уэльсе «существенного пакета» мер в области сотрудничества с альянсом считается личной заслугой Аласании. Журналисты обращают внимание и на то, что Гарибашвили не почтил своим присутствием сентябрьский саммит НАТО, а его предшественник и союзник Иванишвили за время годичного пребывания в премьерской должности так и не нанёс визит в США. Зато частым гостем там был Аласания.

Из деталей складывается определённая картина. С одной стороны, имеет место беспокойство Вашингтона по поводу того, сохранит ли Грузия приверженность евроатлантическому курсу, с другой — налицо не меньшее беспокойство действующих грузинских властей за сохранение остатков суверенитета страны.

Многие усматривают в отставке министра обороны Ираклия Аласании не только сведение политических счётов, но и намерение лидеров «Грузинской мечты» отойти от навязчивой опеки Вашингтона. Если это так, то угрозы Брюсселя заблокировать ратификацию Соглашения об ассоциации Грузии с ЕС из-за уголовных дел, возбуждённых в Тбилиси против Саакашвили и его окружения, лишь укрепляют подобное намерение.

Пока лидеры «Грузинской мечты» действуют по инерции, заверяя Запад, что сворачивать с заданного курса не будут, что Грузия верна своим обязательствам. Новый министр обороны Грузии Миндия Джанелидзе уже встретился с послом США в Тбилиси Ричардом Норландом. Правда, это скорее говорит о попытках грузинского руководства сделать свои связи с Западом более сбалансированными. Резкое смещение баланса внешнеполитических связей Грузии в сторону Запада не дало республике ничего, кроме ухода бывших автономий из сферы грузинской государственности, разрушения местной промышленности и закрепления за страной высокой культуры статуса площадки по обслуживанию энергетического транзита из Центральной Азии и Каспийского региона в Европу.

Что касается отношений Грузии с Россией, то они по-прежнему весьма неоднозначны. Одной истерии в Тбилиси по поводу нового большого договора между Россией и Абхазией, раздутой, кстати, во многом отставными министрами из партии Аласании, достаточно, чтобы понять, что накал страстей в российско-грузинских отношениях остаётся высоким. Однако восстанавливать связи с Россией грузинам рано или поздно придётся. Это даже не геополитика, это — потребность, вытекающая из географии и культурно-исторического наследия грузинского народа.

Михаил АГАДЖАНЯН

Источник: fondsk.ru