В результате промежуточных выборов — так называемых Midterms — в Сенат и Конгресс США Демократическая партия президента Обамы (Barack Obama) потерпела самое значительное поражение с 1980 года.
В Соединённых Штатах Америки состоялись промежуточные выборы в Конгресс. Как обычно, они прошли через два года после выборов главы государства и, как и всегда, являются своего рода оценкой деятельности действующего президента США и его партии. Голосование подтвердило ожидания политологов: Америка устала от Барака Обамы, глава государства проиграл эти выборы без непосредственного прямого участия. За два года второго срока рейтинг Обамы опускался до рекордно низких оценок. Непопулярный президент теперь попал в ту же ловушку, что и многие его предшественники. Нередко промежуточные выборы проходят неблагоприятно для действующего главы государства, отражая разочарование нации текущей политикой. Негласный закон американской политической системы подчёркивает, что на шестой год президентства хозяину Белого дома по результатам выборов достаётся звучная оплеуха. Общественность разубедилась в способности демократического президента эффективно руководить страной, и даже экономический подъём, который переживает Америка, не помогает укреплению позиций Обамы. Уже в ходе предвыборной борьбы его участие в агитационной гонке нередко вызывало напряжение однопартийцев: президента с распростёртыми объятиями встречали на «рэллиз» только в тех штатах, где преимущество демократов неоспоримо, а там, где на выбор электората можно было влиять, предпочитали обходиться без помощи сверху.
На кону стояли все 435 мест в Палате представителей — нижней палате Конгресса, чуть больше трети из ста мест в верхней — Сенате, а также губернаторские посты в 36 штатах. Палату представителей республиканцы контролировали и до промежуточных выборов, а в Сенате большинство мест — 53 против 45, при двух независимых сенаторах, чаще поддерживавших партию Обамы — принадлежало демократам. По итогам голосования «Великой старой партии», как принято называть республиканскую, удастся получить в верхней палате от 52 до 55 мест из 100 (окончательные итоги выборов будут установлены в течение нескольких недель), демократам останется порядка 46. Отныне президент лишён поддержки законодателей. Глава американского государства по-прежнему может остановить любой законопроект, но практически не имеет шансов реализовать собственный — если только он не будет соответствовать чаяниям Республиканской партии.
Прошедшие выборы стали самыми дорогими в истории: на то, чтобы проникнуть в Конгресс, Сенат или местные органы власти, американские политики не пожалели четырёх миллиардов долларов. В итоге республиканцы впервые за восемь лет получили контроль и над Конгрессом, и над Сенатом: расхождение во взглядах этих двух палат парламента с Белым домом Обамы будет задавать соответствующий тон в политической жизни Америки в течение как минимум ближайших двух лет. Выборы губернаторов также завершились благоприятно для республиканцев, которым удалось сохранить за собой губернаторские кресла в нескольких ключевых штатах.
Интересны данные социологов, представленные по итогам Midterms. 34 процента проголосовавших американцев считают, что они на этих выборах выступили против президента и его политики. 65 процентов полагают, что США движутся в неверном направлении (за последние двадцать пять лет только в 2008 году число разочарованных была выше). 54 процента голосовавших негативно оценивают деятельность Барака Обамы на посту президента, 44 — позитивно.
Демократам дорого обошлось общее недовольство избирателей законодательной и исполнительной ветвями власти на федеральном уровне: где преобладали представители партии Обамы, там по их позициям и был нанесён чувствительный удар. Нынешнего президента начали называть «хромой уткой» (в американском политическом обиходе так принято именовать фигуру, от которой мало что зависит — к примеру, политика, которому более не суждено переизбраться) задолго до проигранных выборов. Но, как бы ни хотелось некоторым наблюдателям представить поражение демократов личной неудачей действующего главы государства, большинству его спорных политических решений ничто не угрожает. Так, смещение баланса в Конгрессе в республиканскую сторону позволит консерваторам оказывать значительно большее влияние на законодательную политику, несмотря на право вето, сохраняющееся у американского президента, но главное достижение демократа — ставшая одним из самых крупномасштабных проектов в истории государства с середины 1960-х годов реформа здравоохранения, которая получила название Obamacare — устоит. Однако другие законотворческие инициативы президента — к примеру, реформа иммиграционной системы или повышение минимальной заработной платы — имеют немного шансов на реализацию. Обама также лишится возможности утверждать своих кандидатов на важные судейские и государственные должности — на это требуется санкция Конгресса.
Возможно, как раз убедительное большинство в Конгрессе позволит республиканцам отказаться от былой агрессивности и действовать мудрее, склоняя президента к сотрудничеству — пытаясь соблазнить Обаму перспективами одобрения важных для него законопроектов, которые в то же время однозначно будут реализованы в приемлемом для республиканцев виде. Не исключён и другой вариант: сторонам не удастся договориться в силу слишком значительных противоречий.
Патовая законотворческая ситуация тем не менее не означает, что в Америке на два года будут заторможены как внутри-, так и внешнеполитические инициативы. Дальнейшее ослабление позиций президента Соединённых Штатов не приведёт к принципиальным переменам во взаимоотношениях с европейскими партнёрами, в частности — с Германией, при этом под давлением республиканцев можно ожидать перемен в деловой сфере. К примеру, США могут ускорить переговорный процесс по вопросам Трансатлантического соглашения о свободной торговле (TTIP), принятие которого судит определённые выгоды ФРГ как пятому по объёму торговому партнёру Соединённых Штатов. Республиканский Конгресс может настаивать на увеличении американского экспорта энергоносителей, что потенциально сделает Германию менее зависимой от российских поставок. В отношении самой России и санкций против её правительства позиция США, скорее всего, останется не менее жёсткой, ей будет сопутствовать ещё больший прагматизм — вполне вероятно, ущерб интересам Европы также повысится.
Немецкому правительству, в свою очередь, придётся делать ставку не только на развитие контактов с демократическим правительством, но и на их поиск с возможными преемниками. Непопулярность, а теперь и утверждённую итогами голосования слабость действующего президента ряд политологов рассматривает как залог успеха республиканцев на будущих президентских выборах.
В то же время у них пока имеются явные проблемы с кандидатом (попытки всерьёз рассматривать в качестве такового ещё одного представителя семейства Бушей, Джеба (John Ellis «Jeb» Bush) — сына 41-го и младшего брата 43-го президента, выглядят, по меньшей мере, удивительными), тогда как у демократов имеется супруга 42-го президента и бывший госсекретарь при 44-м Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) — уважаемый кандидат, способный рассчитывать на поддержку демократов, «левых» и далёких от республиканского консерватизма иммигрантов. Ангелу Меркель (Angela Merkel) и немецкое внешнеполитическое ведомство ожидают любопытные два года поисков определённости: 58-е выборы президента Соединённых Штатов Америки состоятся 8 ноября 2016 года.
Пётр Левский
Источник: rg-rb.de