Американскую космонавтику постигли две беды сразу: взорвалась на старте ракета «Антарес» с грузом для МКС и разбился «суборбитальный ракетоплан» Space Ship Two. Старт «Антареса» организовывала NASA, а «ракетоплан» запускала частная компания «Вирджин галактик», принадлежащая некоему Ричарду Брэнсону.
Если бы эти аварии произошли хотя бы в разное время, то это было бы ещё ничего, но случились они почти одновременно и как раз накануне праздничка Хэллоуин. Мистика, однако…
Но мистика очень скоро начала отдавать какой-то чёрной комедией. Журналисты в крушении «Антареса» тут же обнаружили «русский след»: дескать, двигатель у ракеты того… советской ещё конструкции, сорокалетней давности, и вообще…
Отчасти это так и есть. Двигатель НК-33 даже после многократных модернизаций, по сути, остается советской разработкой, сделанной под советскую лунную программу. Правда, выпускался движок не только в России, но и на украинском «Южмаше»… Но кого интересуют такие тонкости; движок советский – значит, виновато «русское старьё».
Только вот почему передовые американские спецы из NASA до сих пор этим старьём пользуются? Где же американские двигатели? В США ведь тоже была лунная программа, причём, успешная, под которую создали ракету-носитель «Сатурн-5» с двигателем такой мощности, что можно было забрасывать на орбиту груз в десятки тонн…
Но после свёртывания лунной программы в середине 1970-х американцы сделали ставку на многоразовые «шаттлы», выводимые на орбиту двигателями совсем другого типа. Соответственно, «Сатурн-5» был сдан в музей и все технологические цепочки его производства рассыпались.
После того, как «шаттлы» себя не оправдали, американские астро-менеджеры с удивлением обнаружили, что родная аэрокосмическая отрасль настолько технологически деградировала, что воспроизвести даже собственные достижения не может. Вот и пришлось «пересаживаться» на «русские» движки.
Разумеется, такая пересадка – мера временная, в политике всякое может случиться, поэтому надо что-то придумывать своё. Вот только как придумывать, по какому пути пойти? В своё время американская лунная программа была делом общегосударственным, в котором NASA играла роль не только главного разработчика всего проекта, но и этакого «американского госплана», координировавшего работу отдельных частных компаний над отдельными узлами и агрегатами.
Теоретически к такой модели можно было бы вернуться и сейчас, но идеология не позволяет. Частная инициатива нужна, понимаешь, – и вот тогда… и заживём, и полетаем. В общем, пусть частные космические компании развиваются, конкурируют друг с другом, расцветают, как сто цветов, а уж потом NASA посмотрит, что из их достижений использовать.
Главным адептом такого подхода к «космической гонке» в нашей стране (точнее, в наших СМИ) является небезызвестная Юлия Латынина, которая на «Эхе Москвы» не устает восхищаться деятельностью компании «Вирджин галактик» и лично Ричардом Брэнсоном. Вот, мол, каков молодец: и ракетоплан-то суборбитальный у него уже есть, и прибыль вот-вот пойдёт…
А тут вдруг грохнулся этот самый ракетоплан. Конечно, можно сказать, что неудачи возможны везде; в СССР и в США немало ракет в своё время взорвалось. Вот только разница есть. И СССР, и США осуществляли национальные космические проекты с мотивацией принципиально не рыночной, не частной. А вот «Вирджин галактик» – проект чисто коммерческий, рассчитанный на суборбитальные прыжки с космическими туристами на борту. И от таких туристов уже поступило 700 заявок на «путешествие в космос».
А теперь вопрос: сколько таких заявок будет отозвано после катастрофы, и не обанкротится ли эта самая «Вирджин галактик», если её постигнет ещё пара-тройка неудач?
И не ясно, что будут делать США, если на Луну в скором будущем полетят… ну, хотя бы, китайцы, у которых космическая программа вообще никакого отношения к частной инициативе не имеет. Обидно ведь будет гражданам США осознавать, что именно упование на эту самую инициативу и угробило американскую космонавтику.
И только Латынина что-нибудь в утешение американцам наверняка придумает…
Антон Черков
Источник: narpolit.ru