Как к штыку приравняли перо

Оказалось, что это сделали очень вовремя

Многие помнят, сколько возмущенных комментариев в интернете было произнесено по поводу «закона о блогерах», согласно которому, блоги с посещаемостью свыше 3000 человек в день, должны регистрироваться как СМИ. А теперь одна совсем недавняя история, потрясшая основы российского интернета…

 Началась она с того, что у артистов Приморского театра оперы и балета, прилетевших в Москву на очередные гастроли, обнаружились все неприятные признаки пищевого отравления. Тридцать восемь музыкантов были доставлены в столичные больницы. А ещё через пару дней сразу в нескольких ЖЖ-блогах появились сообщения, что в Москву артисты прибыли на самолете авиакомпании «Трансаэро». Авторы негодовали: «Трансаэро», дескать, кормит пассажиров просроченными продуктами.

 Однако скоро выяснилось, что ничего плохого с желудками прочих пассажиров не случилось, и, стало быть, камбузы «Трансаэро» тут ни при чём.

 А дальше всё стало еще интереснее…

 Известная в сети блогерша morena-morana открытым текстом написала в своем ЖЖ о том, что к ней обратился некий гражданин с предложением написать за вознаграждение негодующий пост в адрес «Трансаэро»:

 «Чёрный пиарщик, будем называть его так, написал мне с тем, чтобы я обвинила «Трансаэро» в массовых отравлениях артистов Приморского театра. Такое действительно имело место быть, но произошло не на борту самолета, это точно. Потому что все другие пассажиры живы и здоровы. Когда я узнала, что информационного повода возбуждаться, собственно, и нет, я послала его к чертям собачьим и отказалась от гонорара, который он предлагал…»

 Гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова письмо с этой информацией обнародовала. Разразился скандал. Он, конечно, сам по себе выеденного яйца бы не стоил, если бы в нём не оказались «засвечены» известные блогеры и блогерши.

 Скандал был такой, что ЖЖ другой именитой блогерши miss-tramell вообще оказался заблокирован. И вот как раз в этом весь казус и есть.

 Во-первых, мнение таких персон имеет, как выяснилось, существенное значение для вполне серьёзных компаний. Записи в блогах могут существенно влиять на деловую репутацию, причём даже серьезнее, чем публикации в прочих СМИ

 Во-вторых, блогеры и блогерши, в отличие от СМИ, никакой ответственности за свои слова не несут. Мол, блог – дело личное, что хочу, то и пишу, и вообще ко мне не лезьте.

 С одной стороны, так оно и есть. Действительно, личный блог; действительно, что хочу, то в нём и ворочу; кто хочет, тот мои опусы и читает. Но порой количество читателей все-таки переходит в качество, и тогда у блогера появляются некоторые возможности.

 В самом деле: вряд ли кто станет платить за «нужный» пост какому-нибудь Васе Пупкину из уездного города с десятком читателей. Но если читателей наберётся несколько сотен, то данный Вася в пределах родного города станет уже заметной величиной и «ньюсмейкером», а то и «лидером общественного мнения». И тогда будет то же самое, что и в истории с «Трансаэро» и Приморским театром.

 Поэтому столь всех возмутивший «закон о блогерах» имеет под собой, как минимум, некоторые резонные основания. Уж коли оказался некто столь искусным мастером слова, что приобрел существенную аудиторию, то пусть привыкает к ответственности. И за слова, и за тех, кого приручил. И если выяснится, что словом своим блогер несет в массы не свое мнение, а кем-то оплаченный чёрный пиар, то…

 Если мы имеем дело со СМИ, то тот, на кого возвели напраслину, знает, что делать – идти в суд. А если имеем дело с блогером, о котором даже не всегда известно, кто он такой и в какой стране обитает, тогда что?

 А вот это пока неведомо. И как законодатели будут на практике применять пресловутый «закон о блогерах», тоже неясно. Но то, что некие нормы для блогеров нужны, уже очевидно. За это честной блогерше morena-morana большое спасибо.

 

Андрей Михайлов

Источник: narpolit.ru