Российские ВВС получат полк новейших истребителей Су-35С

До конца года российские ВВС получат полк новейших истребителей Су-35С. 

Сверхманевренный и всепогодный, российский истребитель Су-35С станет финальной ступенью перед появлением в Военно-воздушных силах России истребителей 5-го поколения Т-50. Сейчас «последняя» машина поколения «4++» отрабатывает боевое применение ракет и высокоточных бомб в Астраханской области, приняла участие в недавних учениях «Восток-2014». Этот этап испытания станет последним перед началом массовых поставок Су-35С в войска.

По словам министра обороны Сергея Шойгу, в начале года российские ВВС получили первые 12 Су-35С. До конца года будет поставлено еще столько же. Всего ВВС получат 48 новейших истребителей. С появлением этих самолетов российские ВВС ни в чем не будут уступать авиации США и НАТО: шведским истребителям JAS 39 Gripen, американским F-16 Fighting Falcon Block 60, F-15 Silent Eagle и F/A-18 Super Hornet, а также французским Rafale и европейским Eurofighter 2000. По мнению специалистов, Су-35 превосходит «Миражи», «Грипены», «Тайфуны», «Рафали» и F/A-18E/F «Супер Хорнеты».

На шаг впереди

Каждый из самолетов представляет все самое современное, что есть в военной авиации. И если американские, французские и шведские истребители относятся к поколению «4+», то только Су-35 можно назвать машиной поколения «5-». Это означает, что этот истребитель максимально соответствует требованиям к боевым самолетам нового поколения — таким, как американский F-22 Raptor и F-35. Не зря за глаза Су-35 до последнего времени называли на Западе российским истребителем 5-го поколения, главным конкурентом американского Raptor.

В КБ «Сухой» Су-35 скромно относят к поколению «4++». При этом там говорят, что полноценный ответ американскому «Хищнику», реальный истребитель пятого поколения Т-50 еще только проходит испытания. Его первый полет состоялся в 2009 году, а в серию машина пойдет в 2015 году. До этого Су-35 будет промежуточной ступенью для освоения строевыми пилотами техники нового поколения. Впрочем, слово «промежуточный» не совсем верно отражает суть новой машины.

Неспециалист вряд ли отличит на глаз Су-35 от Су-27 или не менее маститого Су-30МКИ. Но разница есть. Аэродинамическая схема компоновки фюзеляжа Су-35 самая совершенная из всех предшественников. Он отличается более стремительными формами, отсутствием «воздушного тормоза» — щитка, поднимающегося за кабиной пилота при посадке истребителя, как у 27-го. Или носовых горизонтальных рулей, как у 30-го. Благодаря им и двигателю с поворотным соплом Су-30 стал самым лучшим истребителем мира.

Фигуры высшего пилотажа «кобра Пугачева», когда самолет стремительно набирает высоту и в какой-то момент, остановившись, зависает в воздухе буквально на хвосте, а затем начинает падать носом вниз, разворачиваясь на 360 градусов вокруг своей оси, не делает ни один другой боевой истребитель. «Сухой» умеет, разогнавшись, резко затормозить, встав на хвост всей плоскостью фюзеляжа, и в таком положении продолжить полет на минимальной скорости, при которой любая другая машина просто упала бы. Не проблема и  «кувыркнуться» во время полета через хвост, резко изменив направление полета, и другие элементы высшего пилотажа, недоступные другим боевым машинам мира.

Этими тактическими возможностями в полной мере пользуются индийские пилоты во время совместных учений с ВВС США и других стран. В ходе одних из них индийцы «разнесли» американцев на F-15C/D Eagle. После завершения учений американский генерал Хал Хомбург, возглавляющий службу Air Combat Command ВВС США, вынужден был заявить, что полученные результаты стали полным сюрпризом для американских летчиков: «Мы не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать. Российские истребители Су-30МКИ лучше основного американского истребителя F-15С. Военно-воздушные силы стран, на вооружении которых находятся эти машины, имеют определенное преимущество и в перспективе могут представлять угрозу американскому господству в воздухе», — подвел черту генерал.

Боевой акробат

За сверхманевреность Су-35 отвечает двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны против 12,5, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50.

Летчик-испытатель КБ «Сухой» Сергей Богдан рассказывает, что при первом полете Су-35 сопровождал Су-30МК. Это позволило сравнить тяговые характеристики двигателей двух самолетов. Во время полета Су-35 выполнял разгон в максимальном бесфорсажном режиме, при этом пилоту самолета сопровождения приходилось использовать форсаж, периодически отставая от новой машины. По словам пилота, это очень серьезное достоинство, дающее строевому летчику больше возможностей при ведении воздушного боя.

Энергичные маневры, выполняемые истребителем, снижают дальность эффективного пуска ракет противника, — считает авиационный эксперт Билл Свитман.

«Быстрое изменение скорости может привести к срыву сопровождения допплеровской РЛС управления оружием вражеского истребителя, — говорит он. — Маневр еще более эффективен на Су-35С, потому что после его выполнения пилот может направить самолет в любом направлении». Например, тактическое преимущество выполнения «кобры» состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает, где будет цель через некоторое время, но не в случае с «коброй».

«Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его, — уверен эксперт. — Это заставит такие истребители, как F-22 и F-35 идти на максимальное сближение с Су-35С, чтобы точнее взять его в прицел. Американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам: первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил».

С появлением Су-35 эта тактика может быть пересмотрена. F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. В этом случае преимущество «стелс» значительно снижается, — считает Свитман. В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника.

Глаза и уши

От 5-го поколения на Су-35 — и кабина пилотов. В отличие от Су-27, в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Гидродинамические приводы управления силовой установки заменены электрическими. По словам конструкторов, это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный (дистанционный) контроль. На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие.

При этом часть сложных пилотажных режимов — например, полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности — машина берет на себя. Так же, как будет следить за тем, чтобы летчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолет в неуправляемый штопор.

На Су-35 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс — БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача — собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС, но может работать и без них.

Кроме этого, на истребителе стоит перспективный радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающий уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам этот радар близок к тому, что стоит на F-22. На встречных курсах «Ирбис-Э» может обнаруживать цели на дальности до 350-400 км. Это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150-200 километров железнодорожный мост, за 100-120 катер, за 60-70 километров установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков. И все их поразить.

Набор вооружения

На Су-35С — 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два концевых крыльевых узла для размещения контейнеров РЭБ. В состав вооружения Су-35 входит целый набор ракет средней дальности «воздух-воздух»: Р-27ЭР1 (8 шт.), Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1 (по 4 шт.), РВВ-АЕ (до 12 шт., включая спаренную подвеску четырех ракет под фюзеляжем) и ракет ближнего боя Р-73Э (6 шт.), входят 5 новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» включает 6 тактических ракет Х-29ТЕ или Х-29Л, шесть противокорабельных и противорадиолокацнонных ракет Х-31А и Х-31П, пять новых противокорабельных ракет большой дальности Х-59МК, а также новинки: 5 противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы «Калибр-А» и одна тяжелая противокорабельная ракета большой дальности типа «Яхонт».

Истребитель поднимает до восьми корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с телевизионным самонаведением, новейших КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения, а также до трех бомб калибра 1500 кг — КАБ-1500Кр или КАБ-1500Л Г с телевизионным или лазерным наведением. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в т.ч. с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг.

Безальтернативный фаворит

Специалисты уверены, что ни F-22, ни Т-50 не станут экспортным товаром. Цена одного Raptor 133,1 миллиона долларов, российский Т-50 так же будет недешев. А вот Су-35 стоит, как и предшественники поколения «4+»: 30-38 миллионов долларов. То есть станет прекрасным экспортным товаром с биркой «поколение 5 минус». И это не просто красивый маркетинговый ход. Су-35 превосходит европейские истребители поколения «4+» типа Rafale и Eurofighter 2000, модернизированные американские истребители типа F-15, F-16 и F-18, и способен успешно противодействовать истребителям пятого поколения F-35 и F-22A. Это признают и западные специалисты, основываясь на данных компьютерного моделирования.

Первым покупателем Су-35 станет Китай. Как ожидают в компании «Сухой», контракт на поставку 24 истребителей может быть подписан уже в ноябре в период работы 10-го Международного аэрокосмического салона и выставки аэропортового оборудования «AIRSHOW CHINA 2014» в Чжухае. Эксперты не исключают, что интерес Пекина к Су-35 вызван не только его высокими боевыми характеристиками, но и возможностью копирования двигателя и радара истребителя. Без них китайский истребитель 5-го поколения J-20 не дотягивает до разрекламированных китайцами характеристик.    

Как бы там ни было, но в российских ВВС Су-35С станет последней ступенью перед появлением в войсках настоящего истребителей 5-го поколения Т-50. Новые машины только проходят этап испытаний, а строевые летчики уже учатся их применять, осваивая Су-35С. Минобороны намерено купить не менее двух полков (48 истребителей) «Сушек». Но вполне возможно, что количество заказанных машин может возрасти. Ведь даже при наличии Т-50 Су-35С будет очень эффективной боевой машиной, обладающей большим модернизационным потенциалом. 

Источник: interpolit.ru